(от греч. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж + ago — веду) — наука об обучении взрослых, обосновывающая деятельность взрослых обучающихся и обучающих по организации процесса обучения.
А. — раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога.
А. — отрасль педагогического знания, раскрывающая теоретические и практические основы обучения взрослого человека. Образование взрослых — составная часть системы образования, основной задачей которой является содействие всестороннему развитию человека в период его самостоятельной жизни.
Основные принципы, на базе которых развивается непрерывное образование взрослых в современных условиях социально-экономических реформ и постоянного обновления знаний:
1. Новые базовые знания и навыки для всех как гарантия всеобщего непрерывного доступа к образованию с целью получения и обновления навыков, необходимых для включения в информационное общество.
2. Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы, имеющие цель обозначить приоритет личности.
3. Инновационные методики преподавания направлены на приоритет личной мотивации, критическое мышление и умение учиться. Обучающийся становится активным субъектом в процессе получения знаний. Преподаватели выполняют роль консультантов, наставников и посредников.
4. Новая система оценки полученного знания направлена на индивидуальный опыт личности и повышение самомотивации к непрерывному обучению.
5. Приближение образования к дому с помощью информационных технологий.
Целями непрерывного образования являются: формирование активной гражданской позиции и обеспечение конкурентоспособности на рынке труда.
А. рассматривают с разных позиций: как область научного знания, как область социальной практики, как учебная дисциплина.
А. как область научного знания имеет междисциплинарный характер. Она связана с такими дисциплинами, как педагогика, теория образования. Предметом А. являются теория и методика обучения взрослых людей в условиях непрерывного образования.
А. как область социальной практики включена в образование социально незащищенных групп взрослого населения: инвалидов; безработных; военнослужащих, уволенных в запас; взрослых, отбывающих наказание в местах лишения свободы; мигрантов и др.
В обучении взрослых используются различные организационные формы: заочная, экстернат, дистанционная. В условиях повсеместного введения профессиональных стандартов сотрудники используют институты профессиональной переподготовки, бизнесшколы. К андрагогическому потенциалу неформального образования взрослых относят: народные университеты, народные школы, открытые университеты, университеты третьего возраста, образовательный туризм, самообразование…
Андрагогические основы профессионального развития личности педагоги учитывают в применении образовательных технологий: модульного обучения, фасилитации, модерации, тренингов. С.А. Потуткова
Лит.: Змеев С.И. Основы теории и технологии обучения взрослых: Монография. М.: ПЕР СЭ, 2007; Кукуев А.И. Андрагогика: этимология и употребление термина в зарубежной науке // Проблемы современного образования. 2010. № 5. С. 30–35; Основы андрагогики: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2007; Практическая андрагогика. Методическое пособие. Книга 1: Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых / Под ред. В.И. Подобеда, А.Е. Марона. СПб.: ГНУ “ИОВ РАО”, 2003.
308.86 кб
Андрагогика как социальная педагогика для образования инвалидов
Обсуждаются содержание и задачи андрагогики как дисциплины и ее значение в аспекте образования взрослых. Приводятся оценки потенциала андрагогики в плане образования инвалидов России.