АНДРАГОГИКА

Найдено 1 определение
АНДРАГОГИКА
(от греч. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж + ago — веду) — наука об обучении взрослых, обосновывающая деятельность взрослых обучающихся и обучающих по организации процесса обучения.
А. — раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога.
А. — отрасль педагогического знания, раскрывающая теоретические и практические основы обучения взрослого человека. Образование взрослых — составная часть системы образования, основной задачей которой является содействие всестороннему развитию человека в период его самостоятельной жизни.
Основные принципы, на базе которых развивается непрерывное образование взрослых в современных условиях социально-экономических реформ и постоянного обновления знаний:
1. Новые базовые знания и навыки для всех как гарантия всеобщего непрерывного доступа к образованию с целью получения и обновления навыков, необходимых для включения в информационное общество.
2. Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы, имеющие цель обозначить приоритет личности.
3. Инновационные методики преподавания направлены на приоритет личной мотивации, критическое мышление и умение учиться. Обучающийся становится активным субъектом в процессе получения знаний. Преподаватели выполняют роль консультантов, наставников и посредников.
4. Новая система оценки полученного знания направлена на индивидуальный опыт личности и повышение самомотивации к непрерывному обучению.
5. Приближение образования к дому с помощью информационных технологий.
Целями непрерывного образования являются: формирование активной гражданской позиции и обеспечение конкурентоспособности на рынке труда.
А. рассматривают с разных позиций: как область научного знания, как область социальной практики, как учебная дисциплина.
А. как область научного знания имеет междисциплинарный характер. Она связана с такими дисциплинами, как педагогика, теория образования. Предметом А. являются теория и методика обучения взрослых людей в условиях непрерывного образования.
А. как область социальной практики включена в образование социально незащищенных групп взрослого населения: инвалидов; безработных; военнослужащих, уволенных в запас; взрослых, отбывающих наказание в местах лишения свободы; мигрантов и др.
В обучении взрослых используются различные организационные формы: заочная, экстернат, дистанционная. В условиях повсеместного введения профессиональных стандартов сотрудники используют институты профессиональной переподготовки, бизнесшколы. К андрагогическому потенциалу неформального образования взрослых относят: народные университеты, народные школы, открытые университеты, университеты третьего возраста, образовательный туризм, самообразование…
Андрагогические основы профессионального развития личности педагоги учитывают в применении образовательных технологий: модульного обучения, фасилитации, модерации, тренингов. С.А. Потуткова
Лит.: Змеев С.И. Основы теории и технологии обучения взрослых: Монография. М.: ПЕР СЭ, 2007; Кукуев А.И. Андрагогика: этимология и употребление термина в зарубежной науке // Проблемы современного образования. 2010. № 5. С. 30–35; Основы андрагогики: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2007; Практическая андрагогика. Методическое пособие. Книга 1: Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых / Под ред. В.И. Подобеда, А.Е. Марона. СПб.: ГНУ “ИОВ РАО”, 2003.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
308.86 кб

Андрагогика как социальная педагогика для образования инвалидов

Чернышов Михаил Юрьевич
Обсуждаются содержание и задачи андрагогики как дисциплины и ее значение в аспекте образования взрослых. Приводятся оценки потенциала андрагогики в плане образования инвалидов России.
Читать PDF
263.56 кб

Андрагогика в системе последипломного обучения провизоров

Григорьева И. В., Гулимова Т. Е.
В статье показана необходимость использования основных принципов организации процесса обучения взрослых людей (андрагогики) в последипломном обучении провизоров, начиная с проведения семинара по обмену опытом, проверки исходного у
Читать PDF
295.61 кб

Педагогика, андрагогика, акмеология: вопросы преем- ственности и взаимосвязи

Дудина Маргарита Николаевна
Автор статьи рассматривает проблему преемственности и взаимосвязи педагогики, андрагогики и акмеологии в условиях непрерывного образования в контексте социокультурных трансформаций.
Читать PDF
1.61 мб

Рецензия на книгу М. Н. Дудиной, Т. Б. Загоруля «Андрагогика и педагогика: проблемы преемственности

Левитан Константин Михайлович
Читать PDF
688.33 кб

Андрагогика: этимология и употребление термина в зарубежной науке

Кукуев А. И.
Читать PDF
560.90 кб

Образование взрослых и андрагогика в реализации концепции непрерывного образования в России

Змеёв С.И.
В статье раскрывается проблема образования взрослых в контексте концепции непрерывного образования в России. Обоснованы андрагогические принципы обучения и технологии образовательной деятельности.
Читать PDF
232.07 кб

Андрагогика финансовой грамотности населения

Продолятченко Павел Алексеевич
В данной статье акцентируется внимание на необходимость учета особенностей взрослого населения в процессе повышения финансовой грамотности.
Читать PDF
345.56 кб

Андрагогика развития: базисные теоремы

Теслинов А.Г.
Цель. В статье критикуется состояние научного знания об образовании взрослых и обсуждаются направления его дальнейшего развития. Методология.
Читать PDF
464.09 кб

Андрагогика (Наука об обучении взрослых) как актуальное направление современной образовательной прак

Н. А. Бирюкова
В статье излагаются основные положения и принципы нового направления педагогической теории и практики – андрагогики – науки об обучении взрослых, рассматриваются проблемы и перспективы ее развития.
Читать PDF
618.48 кб

Социально-ориентированная андрагогика: развитие мотивации членства в общественных объединениях и пар

Самсонов Юрий Андреевич
Рассмотрены мотивации объединения в партии и общественные организации, мотивации социальной активности людей.
Читать PDF
0.00 байт

Методология институционального анализа социального неравенства в доступе к андрагогическому образова

Латова Н. В., Латов Ю. В.
Переход к пожизненному образованию есть одна из форм перехода к постиндустриальному обществу.
Читать PDF
48.41 кб

Психолого-андрагогические факторы в образовании взрослых

Сухобская Г. С.
Читать PDF
0.00 байт

Школы здоровья для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями: соотношение андрагогической и пед

Кукушкин С. К., Поддубская Е. А., Лукина Ю. В., Бубнова М. Г.
Обсуждаются проблемы обучения пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями в школах здоровья.
Читать PDF
0.00 байт

Тенденции и проблемы андрагогической организации обучения в контексте повышения качества медицинског

Змеев С. И., Соколова А. С.
Современные социально-экономические условия, современные концепции образования требуют реализации новых подходов к организации медицинского образования на уровнях додипломного, последипломного и дополнительного профессионального о
Читать PDF
0.00 байт

Особенности андрагогического подхода и трансформацияинтерактивных технологий обучения у врачей-анест

Мурызина О.Ю., Клигуненко Е.Н., Сединкин В.А.
Актуальной задачей непрерывного последипломного образования становится внедрение андрагогического и акмеологического подходов. Цель.