АНДРОГИНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

андрогиния
аndrogyny греч. androgynos ‘двуполый’ anеr, andros ‘мужчина’ + gyne ‘женщина’. - Совмещение в индивидууме маскулинных (см. маскулинность) и фемининных (см. фемининность) черт. Концепция андрогинии была популяризирована в начале 1970-х годов американским психологом С. Бем (Sandra Bem, 1974). Мужественность и женственность не противопоставляются друг другу. Человек с характеристиками, строго соответствующими его полу, оказывается мало приспособленным к жизни. Сглаживание дихотомии «мужское — женское» в сознании и поведении человека таит в себе определенную угрозу утраты позитивной социальной идентичности, так как институты семьи, школы, политики, СМИ, рынка труда продолжают закреплять полоролевые предписания. низкомаскулинные женщины и высокофемининные мужчины отличаются беспомощностью, пассивностью, тревожностью, склонностью к депрессии. Высокомаскулинные женщины и мужчины характеризуются трудностями в установлении и поддержании межличностных контактов. См. адаптация.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

АНДРОГИНИЯ
интеграция, сбалансированное сочетание мужских и женских (в традиционном понимании) характеристик, личностных черт.
Термин "А." возник и получил свое развитие в рамках психологии Юнга . Изначально понятие "А." служило для обозначения литературного и психологического идеального типа личности , для которого характерно гармоничное сочетание женской и мужской природы.
Понятие "А." было введено в феминистский дискурс в начале 1970-х. Концепция А. сформировалась в качестве реакции феминистской мысли на существующие в обществе гендерно-ролевые стереотипы и связанные с ними социальные ожидания дискриминационного характера. Суть такого рода стереотипов заключается в убежденности (на уровне массового сознания) в существовании коренных врожденных различий между полами (черты характера и особенности поведения), предопределяющих социальные роли представителей каждого пола. Принцип А. акцентировал тот факт, что все люди, независимо от принадлежности каждого из них к определенному биологическому полу, являются, в первую очередь, не мужчинами или женщинами, а человеческими существами. Концепция А. имела своей целью упразднить сте-реотипы, препятствующие реализации личностного потенциала каждого человека (в первую очередь женщин), а также создать условия для формирования свободного мышления и идеологии эгалитарного развития личности.
Понятие "А." легло в основу концепции психолога С. Бем (Sandra Bem). Согласно результатам проведенных автором исследований, фемининность и маскулинность представляют собой особые психологические типы и не связаны с биологическим полом (встречаются психологические типы "маскулинных женщин" и "фемининных мужчин"). Предположение С. Бем заключалось в том, что типы поведения, традиционно воспринимаемые в качестве "мужского" и "женского", являются не противоположными полюсами одного континуума, а скорее двумя различными конфигурациями поведения. Как маскулинные, так и фемининные черты проявляются в личности и поведении любого человека. В зависимости от степени выраженности маскулинных и фемининных черт С. Бем выделила четыре (психологических) типа личности: маскулинный, фемининный, недифференцированный и андрогинный. Для последнего типа личности характерна высокая степень выраженности как фемининных, так и маскулинных черт.
Понятие "А." также получило разработку в трудах литературного теоретика К. Хейлбран (Carolin Heilbrun). А. рассматривалась в качестве возможного решения проблемы социально сконструированных гендерных ролей и связанной с ней проблемы гендерного неравенства. Андрогинная личность в данной концепции выступает в качестве идеального типа, ориентация на который способствует личностному росту и развитию представителей обоих полов. Женщины, по мнению автора, должны стремиться осваивать, имитировать типично мужские модели поведения, направленного на достижения (и тем самым приближаться к андрогинному идеалу).
Значение принципа А. в качестве феминистского идеала стало уменьшаться в связи с последовавшей критикой в 1980-1990-е. Сконструированный идеальный андрогинный тип человека сочетал в себе стереотипизированные "типично мужские" и "типично женские" черты. Таким образом, в рамках андрогинного идеала продолжали существовать социально сконструированные гендерно-ролевые стереотипы.
В.В. Костюк

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

98. 01. 010. Лоренци-сильоди Ф. Психологическая андрогиния: десубстанциализация понятия (к вопросу о

Белоусова Н. Ю.
Читать PDF

Андрогиния как современное направление развития гендерного исследования студентов факультета социаль

Гонтарь Юлия Сергеевна
Статья посвящена актуальной проблеме, связанной с гендерными исследованиями вопросов организации образовательного процесса в высшем профессиональном учебном заведении.
Читать PDF

Гений и андрогин. Об одном сюжете из платоновского «Пира» у Пушкина

Абдуллаев Евгений
Известный миф из платоновского «Пира» об андрогинах существах, объединявших в себе два пола (Symp. 189d-193d) начиная с Гете стал частью мифологии, связанной с литературным творчеством.
Читать PDF

Платоновский «Пир» как силен и андрогин

Протопопова Ирина Александровна
Речь в статье идет о двух метафорах из «Пира» андрогин и силен, которые автор предлагает рассматривать в качестве метафор для описания устройства самого платоновского диалога.
Читать PDF

Формирование педиатрической андрогинекологии. Как это было?

Окулов Алексей Борисович, Негмаджанов Б.Б., Окулов Е.А., Ахмина Н.И.
Читать PDF

Возможность философской андрогинологии

Ерошенко Т. И.
Читать PDF

Архетип "андрогин" и проблемы гендерной ассиметрии

Перова Марина Андреевна
В данной статье рассматривается онтологическая раздвоенность бытия, в том числе человеческого, как основание устойчивой иерархичности в отношениях полов согласно теории архетипов.
Читать PDF

Образ андрогина в декадентском искусстве

Кабанов Артем Андреевич
Статья посвящена исследованию образа андрогина в декадентском искусстве. Миф об андрогине как об идеальном существе известен со времен Платона, но в декадансе тема андрогина приобретает специфическое значение.
Читать PDF

Время историческое и проблема культа андрогина в софиологии Н. Бердяева

Иванова Ирина Сергеевна
Статья посвящена проблеме андрогина в софиологии Н. Бердяева. Автор рассматривает при­чины обращения философа к культу Софии, его отличие от исследований той же темы В. Со­ловьевым, показывает, что в философской системе Н.
Читать PDF

Психологическая и философская рефлексия феномена андрогина как постгендера

Шишлова Екатерина Эдуардовна
В статье рассматриваются психологические аспекты андрогинной, двойственной природы человека, побуждающей к гармонизации отношений в социуме, к взаимодействию феминного и маскулинного.
Читать PDF

Платон, Вл. Соловьев, Ж. Лакан: от «Андрогина» к «Агальме» (трансформации платоновской «Эротологии»)

Протопопова Ирина Александровна
В статье показано, как разные линии рассуждений об Эроте, которые Платон наметил, но не завершил в каком-либо законченном «учении», могут приводить к различным, подчас противоположным, интерпретациям «платоновского эроса».
Читать PDF

Образ андрогина и проблема гендерного равенства в раннехристианских общинах апостола Павла: обзор ан

Мерзлая Наталья Петровна
Данная статься является обзорной и знакомит читателя с некоторыми англоязычными работами, посвященными проблемам становления раннехристианских общин, курируемых апостолом Павлом.

Найдено книг по теме — 1