Анекдот

Найдено 1 определение
Анекдот
(от греч. an-ekdotos – о девице, не выданная замуж; греч. anéкdotos – неизданный: более позднее – неизданное; франц. anecdote). Анекдот. Anecdote. Короткий устный рассказ о чем-нибудь злободневном с неожиданным остроумным концом, вызывающим смех. А. в этом современном его понимании функционирует в смеховой культуре с середины ХІХ в. А. – средство влияния на действия власти и авторитетов, а также несанкционированного контроля над ними. В этом смысле А. можно истолковать как разновидность проявления социальной власти. Предмет высмеивания в А. это смешные эпизоды, случаи из частной жизни какого-либо лица. Поскольку А. достаточно широко и быстро распространяются, то являются своеобразным способом формирования массовых представлений об образе того, о ком или о чем в них рассказывается. А. – средство культивирования альтернативных норм, ценностей и символов способом концептуализации обыденного сознания. Концептуализация – тут означает такую форму влияния, когда в обыденном сознании (функционирующем не на принципах законов логики, а преимущественно на основе законов функционирования чувств и ассоциаций) устанавливаются устойчивые связи или своеобразные концепты (в данном случае, параллельные культурные коды, выражающиеся в вербальной форме), затрудняющие адекватную оценку явлений и процессов действительности. См. также Культурный код. Анекдоты можно классифицировать на спонтанные (фольклор) и “заказные”, конструктивные и деструктивные. Проследить механизм возникновения спонтанных А. практически невозможно, но всегда их содержание детерминировано определенными социальными явлениями или процессами, в отношении к которым А. является либо формой протеста (так называемые злые анекдоты), либо негативного удовлетворения нереализованных потребностей (зубоскальные анекдоты, т. е. такие, которые в принципе ни к чему и никого не обязывают). “Заказные”, в свою очередь, могут создаваться как по прямому заказу, так и быть ответом на своеобразный социальный заказ. Такие А. чаще всего создаются специально, профессионалами (“творчество” которых детерминировано законами социального заказа, пишущими в периодическую прессу или для эстрадных исполнителей в рамках разговорного жанра на так называемые “злободневные” темы). Конструктивные А. отличаются тем, что их содержание построено на сочувствии и сострадании, они не предназначены для утверждения альтернативных доминирующей культуре ценностей, а лишь вскрывают некоторые черты культуры, преодоление которых способствует ее совершенствованию. Деструктивные А. – служат средством социальных манипуляций, ценностно-нормативной переориентации индивидов и групп. Они культивируют альтернативные нормы, ценности и символы, создают основу для возможной альтернативной идентификации к доминирующей культуре. Крайним выражением такого процесса является отчуждение от доминирующей культуры. Особой разновидностью деструктивных А. являются те, которые относятся к так называемому “черному юмору”. Они построены по принципу высмеивания без сочувствия и сострадания и рассчитаны на эффект морального шока. См. также Альтернатива культурная, Альтернативная культура, Альтернативная символика, Согласие в ценностях, Социальная дезинтеграция и Юмор черный.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
363.17 кб

Анекдот в смеховом мире Интернета

Лутовинова О. В.
В статье рассматривается специфика анекдота в смеховом мире Интернета, его новые формы бытования, охватываемые тематические области, новые персонажи.
Читать PDF
158.51 кб

Этностереотипы русских и эстонцев в анекдотах

Нымм Елена Юрьевна
Читать PDF
247.68 кб

Образы мужчин и женщин в анекдоте

Булычев Игорь Ильич, Кулешова Татьяна Александровна
The gender consciousness of Russian people is of a rather complicated nature. The traditional patriarchal stereotypes are combined here with the new tendencies. It finds a peculiar reflection in a joke.
Читать PDF
146.02 кб

Социальное неравенство в повседневном смеховом дискурсе современной России (анализ анекдотов)

Зарубина Наталья Николаевна
В статье рассматривается повседневный дискурс социального неравенства. Автор показывает, как в юмористической форме осмысливается социальное неравенство и становление новых богатых социальных групп.
Читать PDF
172.54 кб

Политический юмор как объект исследования в политической науке (на примере политического анекдота)

Будко Диана Анатольевна
Статья посвящена возможностям исследования проблематики политического юмора в политической науке.
Читать PDF
258.54 кб

М.В. ВОРОБЬЕВА. КОММУНАЛЬНАЯ КВАРТИРА В СОВЕТСКИХ КИНОФИЛЬМАХ И АНЕКДОТАХ: ПОПЫТКА ОБЪЕМНОГО ПОРТРЕТ

Душенко К.В.
Читать PDF
357.92 кб

Анекдоты от Зюганова: фольклор в современной политической борьбе

Алексеевский Михаил Дмитриевич
Статья посвящена анализу трансформации жанра политического анекдота в постсоветской России.
Читать PDF
253.30 кб

Алексей Юрчак. Анекдоты

Душенко К.В.
Читать PDF
362.99 кб

Школьные анекдоты как средство оценки детьми педагогического процесса

Уварова Любовь Рудольфовна, Доберштейн Виктория Юрьевна
Если школьный фольклор и жаргон рассматривать как оценку учащимися учебного процесса, следует не ограничиваться оценкой отдельных текстов и жанровых образований, а перейти к изучению и системному описанию детской фольклорной тради

Найдено книг по теме — 16