Анекдот
Анекдот
(от греч. an-ekdotos – о девице, не выданная замуж; греч. anéкdotos – неизданный: более позднее – неизданное; франц. anecdote). Анекдот. Anecdote. Короткий устный рассказ о чем-нибудь злободневном с неожиданным остроумным концом, вызывающим смех. А. в этом современном его понимании функционирует в смеховой культуре с середины ХІХ в. А. – средство влияния на действия власти и авторитетов, а также несанкционированного контроля над ними. В этом смысле А. можно истолковать как разновидность проявления социальной власти. Предмет высмеивания в А. это смешные эпизоды, случаи из частной жизни какого-либо лица. Поскольку А. достаточно широко и быстро распространяются, то являются своеобразным способом формирования массовых представлений об образе того, о ком или о чем в них рассказывается. А. – средство культивирования альтернативных норм, ценностей и символов способом концептуализации обыденного сознания. Концептуализация – тут означает такую форму влияния, когда в обыденном сознании (функционирующем не на принципах законов логики, а преимущественно на основе законов функционирования чувств и ассоциаций) устанавливаются устойчивые связи или своеобразные концепты (в данном случае, параллельные культурные коды, выражающиеся в вербальной форме), затрудняющие адекватную оценку явлений и процессов действительности. См. также Культурный код. Анекдоты можно классифицировать на спонтанные (фольклор) и “заказные”, конструктивные и деструктивные. Проследить механизм возникновения спонтанных А. практически невозможно, но всегда их содержание детерминировано определенными социальными явлениями или процессами, в отношении к которым А. является либо формой протеста (так называемые злые анекдоты), либо негативного удовлетворения нереализованных потребностей (зубоскальные анекдоты, т. е. такие, которые в принципе ни к чему и никого не обязывают). “Заказные”, в свою очередь, могут создаваться как по прямому заказу, так и быть ответом на своеобразный социальный заказ. Такие А. чаще всего создаются специально, профессионалами (“творчество” которых детерминировано законами социального заказа, пишущими в периодическую прессу или для эстрадных исполнителей в рамках разговорного жанра на так называемые “злободневные” темы). Конструктивные А. отличаются тем, что их содержание построено на сочувствии и сострадании, они не предназначены для утверждения альтернативных доминирующей культуре ценностей, а лишь вскрывают некоторые черты культуры, преодоление которых способствует ее совершенствованию. Деструктивные А. – служат средством социальных манипуляций, ценностно-нормативной переориентации индивидов и групп. Они культивируют альтернативные нормы, ценности и символы, создают основу для возможной альтернативной идентификации к доминирующей культуре. Крайним выражением такого процесса является отчуждение от доминирующей культуры. Особой разновидностью деструктивных А. являются те, которые относятся к так называемому “черному юмору”. Они построены по принципу высмеивания без сочувствия и сострадания и рассчитаны на эффект морального шока. См. также Альтернатива культурная, Альтернативная культура, Альтернативная символика, Согласие в ценностях, Социальная дезинтеграция и Юмор черный.