АНКЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АНКЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ
инструмент сбора первичной социологической информации. А. с. представляет собой тиражированный документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам. А. с. рассчитана либо на самостоятельное чтение и заполнение респондентом (заочное анкетирование), либо на заполнение респондентом после вводного инструктажа, проводимого анкетером (очное анкетирование). При анкетировании важное значение приобретают композиция анкеты, расположение вопросов, язык и стиль формулирования вопросов, методические указания по заполнению анкеты, а также ее графическое оформление.

Источник: Экономико-социологический словарь.

АНКЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ
(от фр.. епquéte - расследование) - опросный лист (вопросник), содержащий ряд вопросов и высказываний, упорядоченных по содержанию и форме. А.с. как инструмент сбора первичной эмпирической информации является составной частью исследования социологического и его программы. Формулировке вопросов и высказываний предшествует процедура определения основных понятий и нахождения необходимых индикаторов. А.с. включает следующие компоненты: 1) преамбулу, в к-рой указывается организация, ведущая исследование; 2) тему; 3) обращение к респонденту; 4) правила заполнения; 5) основную часть, содержащую простые и сложные вопросы, структурируемые по тематическим блокам. А.с. завершается социально-демографической частью и благодарностью респонденту.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

АНКЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ
вид письменного опроса, один из основных социологических инструментариев, который представляет собой структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также задачами и целями исследования.
Структура А.с.: 1) введение; 2) основная часть; 3) демографический блок. Во введении содержится обращение к респонденту, излагаются цели и задачи исследования, информация о том, как будут использованы результаты опроса, указывается, какая организация проводит опрос, даются ее контакты, оговариваются правила заполнения и возврата. В основной части содержатся вопросы, направленные на исследование изучаемой проблемы. В демографической части содержатся вопросы о статусе респондента. Например: пол, возраст, образование, место жительства, а также вопросы, связанные со спецификой социологической выборки. Итоговая структура А.с. определяется исходя из проблемы и исследовательских задач. Количество вопросов А.с. лимитировано. Как правило, если для заполнения А.с. требуется более 40–45 мин, то она может нести в себе больше случайной и недостаточной информации, напрямую связанной с эмоционально-психологической усталостью респондента. Оптимальное количество вопросов в А.с. — 25–30.
Составление А.с. предполагает ее проверку и апробацию. После окончания полевых работ А.с. готовится к обработке по традиционной схеме: 1) проверка на полноту и чистоту заполнения; 2) нумерация; 3) работа со свободными вопросами; 4) обработка программным способом на компьютере или вручную.
В социальной работе А.с. широко используется для самых различных целей. Это могут быть замеры о социальном самочувствии отдельных категорий граждан; определения уровня их материального благосостояния; оценка качества предоставляемых социальных услуг. Объектами социологического анкетирования могут быть пожилые граждане, инвалиды, семьи, депривированные группы населения, получали социальных услуг.
В.И. Гембаренко
Лит.: Акмеркомби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер. с англ. И.Г. Ясавеева. М.: Экономика, 2004; Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. В.И. Жукова. 2-е изд. М.: Изд-во РГСУ, 2008; Социология: Энциклопедия / Сост. А.В. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Емелькин и др. Мн.: Книжный дом, 2003; Фирсов М.В., Студенова Е.Г., Наместникова И.В. Введение в профессию “Социальная работа”: Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2011.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

АНКЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ
разновидность вопросника, используемого для сбора данных при письменном опросе (см. Анкетирование). Анкета представляет собой тиражированный документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам (см. Опрос, Вопрос). Анкета рассчитана либо на самостоятельное чтение и заполнение респондентом (при заочном анкетировании), либо на заполнение респондентом после вводного инструктажа, проводимого анкетером (очное анкетирование, групповое или индивидуальное). В связи с повышением самостоятельности респондента при анкетировании (по сравнению с интервьюированием) важное значение приобретают композиция анкеты, расположение вопросов, язык и стиль формулировок вопросов, методич. указания по заполнению анкеты, а также ее графич. оформление. Титульный лист анкеты содержит ее название, отражающее тему или проблему опроса ("Ваш труд и отдых", "Дети в городской семье", "Анкета читателя", "Литературной газеты" и т. п.), название организации, проводящей опрос, место и год издания. При любом виде анкетирования (очном или заочном) анкета должна иметь вводную часть, обращенную к респонденту. Ее задачи - создание у респондента интереса к опросу, формирование установки на активное сотрудничество с исследователем, знакомство с техникой заполнения. Отсюда стандартная структура вводной части: сообщение о теме и целях опроса, об организации, проводящей опрос; о значении и использовании рез-тов опроса; о важности достоверных и искренних ответов каждого респондента для общих рез-тов опроса; объяснение техники заполнения ответов на различ. виды вопросов. В начале анкеты помещают наиболее простые вопросы, стимулирующие интерес респондента к опросу, способствующие установлению контакта с ним и обучению технике заполнения анкеты. К середине анкеты сложность вопросов нарастает и затем снижается к ее концу, т. к. учитывается утомляемость респондента в процессе заполнения анкеты. Соц.-демографич. блок вопросов, выясняющих личностные характеристики респондента, помещается обычно в конце анкеты, к-рая завершается словами благодарности респонденту за участие в опросе. Вопросы могут объединяться в блоки по тематическим логическим принципам или по их адресату (группам респондентов). В таких случаях между блоками вопросов должны быть обращенные к респонденту переходы, переключающие его внимание на новую тему ("Теперь перейдем к вопросам о ...") или называющие группу опрашиваемых, к-рой предназначен следующий блок ("Следующие три вопроса - для тех, у кого есть дети школьного возраста..." или "Внимание! Вопросы для всех"). Правила заполнения и регистрации ответов должны содержаться не только в водной части анкеты, но и в тексте отдельных вопросов: указания на число вариантов ответов, к-рые можно отметить, указатели-переходы в вопросах-фильтрах ("Ответившие "нет" переходят к вопросу № ..."), правила ответов на вопросы табличной формы. Язык анкеты - письменная речь (в отличие от интервью). Для предупреждения ошибок восприятия и понимания смысла вопросов нужно избегать сложных синтаксических конструкций и многословных, логически некорректных и нечетких формулировок, а также непонятных слов. Доступность языка для совокупности опрашиваемых проверяется методом наблюдения или лингвистич. тестов в пробных (пилотажных) исследованиях. Формулировки вопросов, варианты ответов, обращения и инструкции в анкете выделяются шрифтом, цветом, рамками, стрелками и др. В анкетах используются рисунки для снятия напряжения, активизации внимания и для получения искомой информации. Лит.: см. к ст. Опрос. О.М. Маслова

Источник: Российская социологическая энциклопедия