Анкетирование
упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов и высказываний в виде опросного листа, вопросника.
Источник: Социология в лицах и терминах 2017
Анкетирование
метод исследования, посредством которого при обследовании респондент читает вопросы и отвечает на них письменно.
Источник: Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге, 2002 г.
АНКЕТИРОВАНИЕ
метод получения первичной социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных ответов анкеты.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Анкетирование
одна из основных разновидностей метода социологического опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющегося источником желательной информации, опосредуется анкетой.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Анкетирование
от фр. enquete–дознание)–основная форма письменного опроса, процедура сбора данных (см. Данных сбор) посредством анкет. Анкетирование бывает прямое и опосредованное (через газеты, почту, Интернет).
Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие
АНКЕТИРОВАНИЕ
англ. survey; нем. Befragung. Метод получения первичной информации, заключающийся в составлении анкет и проведении опроса; применяется в обществ, науках, при переписях населения, в изучении обществ, мнения.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Анкетирование
письменный опрос с помощью анкеты. Анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на получение информации от респондентов о социальных фактах, явлениях и процессах.
Источник: Краткий словарь по социологии
Анкетирование (анкетный опрос)
предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос) [34.– С.231]. –опосредованный письменный опрос [11.– С.462].
Источник: Социология. Словарь.
АНКЕТИРОВАНИЕ
процедура заполнения анкеты респондентом. Для повышения качества информации необходимо соблюдать ряд требований, касающихся организации анкетных опросов (выбор объекта, учет ситуации и вида опроса) и правил поведения анкетера на объекте при проведении анкетных опросов.
Е.Е. Кучко
Источник: Социология: энциклопедия
АНКЕТИРОВАНИЕ
способ социального измерения в эмпирическом социологическом исследовании, основанный на опосредованном анкетой контакте исследователя с опрашиваемым (респондентом). Этот способ позволяет получать информацию сравнительно быстро и на более или менее широком массиве респондентов. Материалы анкетирования обычно шифруются и подвергаются ручной или машинной обработке.
Источник: Словарь-справочник по социологии 2000
АНКЕТИРОВАНИЕ
Один из методов исследования в социологии и социолингвистике, нацеленный на получение обширного материала в виде ответов на вопросы, нацеленные на сбор социолингвистических и др. данных. Используются разные варианты анкет: 1) анкета, имеющая целью установить наличие социально маркированного языкового явления в той или иной языковой среде; 2) установление уровня языковой компетенции; 3) определение уровня билингвизма и т.п.
Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
АНКЕТИРОВАНИЕ
метод опроса, при котором общение между социологом и респондентом-источником необходимой информации опосредствуется анкетой. Разновидности А. выделяются по различным основаниям. В зависимости от численности опрашиваемых различают индивидуальное и групповое анкетирование; по месту проведения выделяют анкетирование по месту жительства и месту работы; по способу доставки анкеты респонденту различают раздаточное, почтовое, прессовое А. Популярность А. в современной исследовательской ситуации обусловлена его организационной простотой, оперативностью и экономичностью.
Источник: Экономико-социологический словарь.
Анкетирование
Один из наиболее распространенных в социологии и социолингвистике методов получения обширного материала в виде ответов на вопросы специально составленной программы (анкеты). Содержание анкет, формулировка вопросов, порядок их расположения, характер и полнота ответов на них варьируется в зависимости от конкретных задач исследователя. Существуют разные варианты анкет. Простейшей разновидностью из них является анкета, имеющая целью установить факт наличия некоторого социально маркированного языкового явления в той или иной языковой среде (напр., распространенности слов-жаргонизмов). Более сложные анкеты могут иметь цель установить реальный уровень языковой компетенции (включают тесты на знание языка), исследовать явления языковой компетенции и билингвизма, степень аккультурации языкового коллектива, степень функционального развития языка, характер языковой ситуации в регионе и пр.
-методы сбора социолингвистических данных
См. также: Анкета, Методы сбора социолингвистических данных
Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)
Анкетирование
широко распространенная в социолингвистике методика сбора социолингвистического материала - как языкового, так и социологического - с помощью анкет, заполняемых информантами. Заключается в том, что информант (респондент) отвечает на вопросы специально составленной анкеты, вопросника. Типы анкет зависят от целей анкетирования и могут содержать вопросы о том, употребляет ли то или иное слово, выражение человек; где, при каких обстоятельствах это выражение используется и т.п. Такого рода вопросники используются при изучении разного рода социальных диалектов. Более сложные вопросники создаются при изучении сложных языковых ситуаций в многоязычных языковых сообществах (при изучении билингвизма, полилингвизма, диглоссии).
Такие вопросники нацелены, например, на изучение того, в каких сферах респонденты используют тот или иной языковой код или субкод. В анкету, помимо вопросов лингвистических (о знании каких-то слов, выражений, их употреблении и т.д.), обязательно включаются вопросы, отражающие социальные признаки респондентов о возрасте, поле, месте рождения и проживания, образовании, социальном положении, языке, принятом в родительской семье, в своей семье и т.д. Анкеты могут содержать «закрытые» вопросы, предполагающие выбрать из возможных вариантов ответа, присутствующих в анкете, один (напр., указать, какое респондент имеет образование - начальное, среднее, неполное среднее, высшее, неполное высшее) и «открытые» вопросы, предполагающие развернутые ответы, нередко с высказыванием собственного мнения по той или иной проблеме использования языка (-ов) в обществе, стране, регионе. Социолингвистические анкеты являются, как правило, анонимными: они или не содержат вопроса о фамилии респондента, или, в случае наличия такого вопроса, ответ на него дается по желанию респондента. Анонимность является залогом того, что респондент будет открыто излагать свои точки зрения на социолингвистические проблемы. Анкеты могут заполняться самим информантом или, со слов информанта, лингвистом-исследователем (в последнем случае такой сбор материала называют интервьюированием).
Анкеты в дальнейшем обрабатываются, обобщаются, на их основе делаются выводы о изучаемом социолингвистическом явлении. Ср.: включенное наблюдение, интервьюирование, методы социолингвистических исследований, методы сбора социолингвистического материала, прием «скрытой камеры». Анкетування. Survey questionnaire.
Источник: Учебный социолингвистический словарь-справочник 2013
АНКЕТИРОВАНИЕ (ПИСЬМЕННЫЙ ОПРОС)
разновидность метода опроса, при к-ром общение между социологом-исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредствуется анкетой (см. Анкета социологическая). Разновидности А. выделяются по различн, основаниям. В зависимости от численности опрашиваемых различают индивидуальное и групповое анкетирование; по месту проведения выделяют анкетирование по месту жительства и по месту работы, учебы, а также в целевых аудиториях (зрители кинотеатра, посетители выставок, пациенты больниц и др.). По способу доставки анкеты к респонденту различают раздаточное (курьерское) А. (анкета оставляется респонденту для заполнения, а затем собирается в условленное время), почтовое А. (рассылка по почте), прессовое А. (публикация анкеты средствами массовой информации). По степени участия анкетера выделяют А. в присутствии анкетера, когда он инструктирует респондента перед началом опроса и помогает ему в случае надобности непосредственно в процессе опроса. А. в отсутствии анкетера проводится в случае раздаточного (курьерского) опроса, когда контакт анкетера с респондентом ограничивается вводным инструктажем о правилах заполнения анкеты при вручении ее респонденту, а также контрольным просмотром заполненной анкеты и выяснением возникших у респондента вопросов при возвращении анкеты. В отсутствии анкетера проходят и заочные формы опроса: почтовое и прессовое анкетирование. По сравнению с интервью А. имеет нек-рые принципиальные особенности. Прежде всего, меняется способ восприятия респондентом текста вопроса: в интервью - это восприятие устной речи в диалоге с интервьюером, в А. - это восприятие письменного текста. Др. особенностью А. является повышение самостоятельности респондента при заполнении анкеты. Процесс восприятия и понимания вопросов анкеты и техники ее заполнения, формирование ответов, аккуратность и полнота регистрации, отношение к опросу, искренность респондента становятся недоступными для внешнего наблюдения и неконтролируемыми в процессе опроса. Этими особенностями обусловливается возможное снижение качества получаемой информации: возрастание числа формальных и неискренних ответов, увеличение доли неответивших, снижение возврата анкет. Способы повышения качества информации в различ. формах А. имеют свои особенности, однако общим условием повышения эффективности. А. является тщательная экспериментальная проверка вопросника в пробном исследовании. Анкета, предназначенная для самостоятельного чтения и заполнения респондентами, должна быть апробирована методом интервью, в к-ром с помощью дополнительных методич. (зондажных) вопросов проверяется понимание респондентом смысла вопросов и отдельных терминов, техника заполнения, отношение респондента к теме опроса, доступность вводной части анкеты и ее способность создавать мотивацию на участие в опросе и др. (см. Исследование пробное). Популярность А. в современной исследовательской ситуации обусловлена его организационной простотой (часто кажущейся), оперативностью и экономичностью. Эта разновидность опроса позволяет в короткий срок и с небольшим числом анкетеров опрашивать значительные совокупности людей (групповое анкетирование по месту работы) или вообще обойтись без привлечения анкетеров (почтовое и прессовое анкетирование). В тех случаях, когда нет возможности привлечь для проведения опроса квалифицированных интервьюеров, А. позволяет снизить отрицательное влияние малоквалифицированных интервьюеров-общественников на результаты опроса. Однако эти преимущества А. могут быть реализованы без ущерба для качества рез-тов только при корректном исполнении ме-тодич. требований к разработке вопросника и при соблюдении организационной специфики каждой разновидности. Лит.: Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. М., 1989. Андреенков В.Г. Методы сбора данных//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. О.М.Маслова.
Источник: Российская социологическая энциклопедия