система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, а также совокупность способов и приемов человеческой деятельности, идущая вразрез с общепринятой (массовой) культурой общества.
Антикультура
Антикультура
Источник: Краткий словарь по социологии
антикультура
anticulture лат. anti- ‘против’ + cultura ‘воспитание’. - Система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, а также совокупность способов и приемов человеческой деятельности, идущая вразрез с общепринятой (массовой) культурой общества; пренебрежительно-нигилистическое отношение к общепринятой культуре и нормам общества. В отличие от контркультуры, антикультура не выдвигает ничего позитивного. Представителями антикультуры могут считаться те, кто, например, сквернословит, мусорит в общественных местах, разговаривает во время лекции и т.д.
Антикультура
Anticulture. Субкультура, в которой доминируют асоциальные (античеловеческие) нормы и ценности. А. имеет достаточно длительную историю и зарождается фактически вместе с культурой как таковой. Проявлялась она, например, в виде войн, всегда направленных на разграбление или уничтожение достижений других народов. Имеется очень много литературных и исторических свидетельств А. проявлений. Первоначально теоретическое осмысление истоков А., причин и направлений борьбы с культурой чаще всего происходило в рамках критики религии, ее социальных функций и негативных последствий для общества. Со временем появились термины: 1) “антиутопия”, как пессимистическая трактовка любых теоретических моделей справедливого будущего, реализация которых есть насилие над человеческой природой; 2) “антироман” (ХVІІ – ХVІІІ в. в.), а затем – “антиискусство” (начало ХХ в.). Эти термины отражают процесс упрощения художественного видения мира, распада традиционных школ и значительное снижение требований к мастерству художников, упрощение сюжетов и композиций и даже их полное исчезновение из художественных произведений и т. д. Позже появился “антиинтеллектуализм”, который через отрицание на основе иррационализма, мистики и интуитивизма познавательных способностей разума, пытался дезавуировать разум как категорию культуры, его социальную значимость, влияние на развитие социальных процессов, роль в духовной культуре вообще. Подобная критика строится на одном – игнорировании того факта, что, например, не разум виноват в том, как его используют, а люди, наделенные разумом, применяют его в борьбе с другими людьми, не осведомленными в социальных причинах такой борьбы. В этом смысле термин “антикультура” является обобщенным выражением тех процессов, которые обретают в современной культуре доминирующее значение. Познание этих процессов, механизмов их протекания, дает основание для разработки социальных технологий. Применение этих технологий значительно сдерживает процесс культурного совершенствования мира, преобразования его по законам красоты, нивелирует значение личного начала в жизни общества, дегуманизирует общество, превращает культуру в средство уничижения человека, утверждает представления о культурноисторической бесперспективности его социального бытия и его беспомощности чтолибо изменить. Однако крайне отрицательное отношение А. к разуму не следует отождествлять с критикой процесса рационализации общества при капитализме, которая имеет две формы: научную и религиозную (например, религиозная философия В. Соловьева, Н. Бердяева и др.). В религиозной философии фактически обосновывается кантовский тезис о необходимости ограничения разума в пользу веры, но со своеобразной социологической трактовкой веры как более гуманного способа регуляции социальных процессов. Научная критика капиталистической рационализации обращает внимание на тот факт, что рационализация социальных отношений при капитализме порождает бездуховность. Такой подход свойственный марксистской и неомарксистской социологии культуры. См. также Варварство, Война четвертого поколения, Крещение Руси, Контркультура (альтернативная культура) и Манипуляция социальная.