Антиномии культуры
Антиномии культуры
(от греч. antinomia – противоречие в законе). Антиномії культури. Antinomies of culture. Согласно Н. Бердяеву – противоречивое состояние культуры, заключающей в себе целый ряд взаимоисключающих черт (например, индивидуализм – коллективизм, смирение – бунт, жертвенность – эгоизм, идеализм – материализм, атеизм – религиозность и т. д.). Н. Бердяев в своей концепции А.к. исходит из кантовского представления об антиномии как пары взаимоисключающих, но логически доказуемых положений. Так, можно доказать, что бог есть и бога нет. В действительности культурные антиномии – это порождение классового общества, которое, с одной стороны, пронизывая собой любую культуру, создают возможность ее развития и обогащения, но с другой – прекращаются в средство власти и социального контроля. В социологии культуры понятие антиномий культуры может играть эвристическую роль. Например, даже без специального измерения и интерпретации результатов взаимодействия А.К. мы можем сделать заключение, что во всей совокупности возможных таких взаимодействий, разнонаправленных по своей форме (но тождественных в том, что они культурные формы), скажем, материальной и духовной культуры, чувственности и разума, симпатии и антипатии и т. д. мы обнаружим, что своей совокупностью они создают возможность всестороннего овладения мира человеком. Однако в условиях, например, разделения труда, социальной разобщенности людей и группирования их по различным признакам, данные формы превращаются в знаковые или в отличительные особенности отдельных категорий людей. Так, женщины больше живут чувствами, а мужчины – разумом, одни социальные слои больше уделяют внимания материальным ценностям, другие – духовным, представители одного социального слоя быстрее отдадут предпочтение друг другу, чем представителям других социальных слоев и т. д. В другом отношении, на который не обращает внимания Н. Бердяев, эти антиномии могут выявлять себя во взаимных отношениях больших групп людей, и, разумеется, классов. Отсюда представления об элите и массе, эксплуататорах и эксплуатируемых и т.д. В целом ряде работ, а особенно – “Судьба России”, Н. Бердяев пишет об абсолютной противоречивости русской культуры. Одно из таких противоречий заключается в том, что русская культура попадает в кризис, еще не сформировавшись. Однако, выделяя, например, такие культурные антиномии, как индивидуализм – коллективизм, смирение – бунт, самоотверженность – эгоизм, идеализм – материализм, атеизм – религиозность и т. д., можно сказать, что они присущи фактически всем культурам. Правда, можно говорить только об определенной доминанте, которая в силу различных исторических причин преобладает в той или иной культуре и закрепляется в ней в виде традиций, а также политически и законодательно. Многие исследователи, хотя и не употребляли понятие “культурный антиномизм”, часто подчеркивали рационализм, например, германской культуры, чувственность французской или древнегреческой. А М. Вебер (M. Weber) рационализм назвал в качестве основного культурного признака капитализма, т. е. видел в нем цивилизационный признак вообще. Но именно доминирование рационализма при капитализме дает основание многим авторам говорить о его бесчувственности, а шире – бездуховности вообще. В любой культуре в различное время и в силу различных причин может превалировать та или иная сторона антиномии, которая закрепляется в традициях, политике, законодательстве и т. д. (например, в средневековье во всех культурах превалировал культ, а не истина, а в Новое время – разум, как антагонист религии, сегодня на постсоветском политическом пространстве практически все социальные процессы определяются поиском социальной справедливости и т. д.) Наличие А. к. может играть и негативную роль. Так, они создают возможность для политических спекуляций, для тенденциозного, ненаучного противопоставления культур, манипуляций массовым сознанием и поведением различных групп людей. Культурные антиномии обретают негативный характер только будучи доминирующими атрибутами отдельных людей, дающими основание для их группирования и классификации как обладающих односторонними качествами, но сами они находятся в диалектической взаимосвязи. Например, разума нет без чувств, а чувства без разума слепы; о социальной справедливости говорят только потому, что в обществе доминирует несправедливость и т. д. Бесспорно, что социологический анализ А. к. весьма актуален. В культурной политике всегда следует учитывать характер той или иной культурной антиномии. Например, отрицание индивидуального начала в культуре с необходимостью приведет к отрицанию свободы, а отрицание коллективизма – к деградации культуры вообще. Примеров тому в истории очень много. Особую значимость для определения характера культурной политики имеет тот или иной способ решения проблемы соотношения таких культурных антиномий, как наука – религия, атеизм – религиозность и подобные им. Диалектическая связь между такими антиномиями не познавательно-логическая, а практически-историческая. В обществе давно существует потребность и принципиальная возможность разрешения данных антиномий, но именно идеологическая функция религии, дающая возможность для достаточно эффективного использования ее в целях социального контроля, обеспечивает ей высокую степень “рациональности”. См. также Амбивалентность.