АНТИПОЗИТИВИЗМ в социологии

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

антипозитивизм в социологии
направление в социологии, характеризующееся негативной реакцией на позитивистскую методологию и предлагающее методологический инструментарий, нацеленный на понимание смысла социальных и культурных явлений. - Литература: Rogers, Katerina S. Toward a Postpositivist World. N.Y.: Peter Lang Publishing, 1996.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

Антипозитивизм в социологии
возникшее в конце XIX в. направление, которое противостояло влиянию позитивистской методологии социологического анализа, считая ее неадекватной природе социальной реальности. А. отказывался от заимствования методов и теоретических моделей тех или иных естественных наук (прежде всего биологии, «организмической» модели), настаивая на необходимости вырабатывать собственные методы и теоретические модели объяснения культурно-исторической реальности. Так, М. Вебер вслед за В. Виндельбандом, Г. Риккертом и В. Дильтеем, обосновал новый подход в социологии, предполагающий «понимание» смысла социальных явлений, и положил начало «понимающей социологии». По мере того как социология развивала собственные теоретико-методологические основания, проблема А. в социологии постепенно утрачивала актуальность.

Источник: Социология. Словарь по обществознанию

АНТИПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
(от греч. anti - приставка, обозначающая противоположность, враждебность и позитивизм) - течение, представители которого выступают против позитивистского отождествления социологии как науки об обществе с науками о природе (В. Дильтей, М. Вебер, 3. Бауман, П. Бергер, Н. Лукман). Защищаясь от соблазна подражать методам естественных наук, антипозитивисты сформулировали тезис о противоположности естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Под влиянием А. сформировались отличные от позитивизма представления о предмете и методе социологии. Позитивизм ориентировал социологию на изучение социальных образований как самостоятельных надындивидуальных целостностей, А. стал акцентировать внимание на изучении индивидуальной реальности, повседневной жизни людей, мира взаимодействующих субъектов. Поэтому в противовес позитивистскому естественно-научному «объяснению» социальной реальности, направленному на выявление социальных законов, А. предложил модель социологии понимающей, основная задача к-рой - восстановление смысла индивидуального опыта повседневности, его коммуникационной и символической природы посредством феноменологического в него «вживания» и герменевтической интерпретации. «Индивидуализирующий метод», на к-ром основывается А. в социологии, предполагает изучение единичного и уникального, что, однако, не исключает возможности использования в научном исследовании общих понятий, но являющихся лишь средством познания индивидуального.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

АНТИПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
негативная реакция на определенные тенденции внутреннего развития и институционализации социологич. дисциплины, оцениваемые их критиками как рез-т влияния позитивистской методологии и позитивистских представлений о науке и научности. Разновидности А. различаются по тенденциям, отражающим различн. этапы конституирования социологии в самостоятельную научн. дисциплину. В конце XIX в. А. выражался в критике тенденции конституирования социологич. знания по модели биологич. наук (организмич. модель) и проецирования на предмет социологии дарвиновских представлений о "борьбе за существование" и "естественном отборе". На этом этапе решающий импульс А. дали нем. мыслители В. Виндельбанд, Г. Риккерт и В. Дильтей, к-рые в противовес естественнонаучн. объяснению культурно-историч. реальности предложили подход, предполагающий "понимание" смысла культурно-историч. явлений, образований и структур. Двигаясь в русле этой тенденции по пути создания социологии понимающей (см.), М. Вебер в то же время выдвинул принцип свободы от оценочных суждений в социологич. исследовании, следование к-рому он и его сторонники рассматривали как условие научности социологии, по их мнению, не отличающейся в этом пункте от наук о природе; причем критика этого принципа вылилась в новую форму А., сложившуюся (гл.обр. в Германии) в первой трети XX в. Между тем в США еще в 30-40-е гг. XX в. движение по пути развития понимающей социологии, к к-рому в той или иной мере примыкали Г.Дж. Блумер, Э.Ч. Хьюз, Р. Макайвер, Р. Мертон, Т. Парсонс, Р. Редфилд, П. Сорокин, Г. Беккер и Ф. Знанецкий, идентифицировалось в социологич. А. Однако еще 10-15 лет спустя в США начали возникать столь радикальные формы А., что для них многие из социологов, долгие годы считавшиеся антипозитивистами, предстали в качестве позитивистов; причем возникали они опять-таки не без влияния европейского А., явно опережавшего амер. в смысле радикализма. По мере того как социология, отказываясь от следования частным методам тех или иных естественных наук, вырабатывала собственные методы удостоверения объективности своего знания, обеспечивавшие его научность, А. начинал выступать не против правомерности использования в социологии тех или иных естественно-науч. методов, а против ее претензии на объективность и научность вообще. Предметом критики со стороны А., развивавшегося на почве неогегельянски ориентированной социологии как "левого" толка (неомарксизм), так и "правого" (напр., X. Фрайер), стало свойственное научн. познанию ясное и отчетливое различие субъекта и объекта познания. Сторонники А. в социологии считали, что подобное различие справедливо лишь для наук о природе, поскольку в науках об об-ве субъект и объект познания один и тот же - обществ. человек. Следовательно, различать (а не отождествлять) в социологич. познании субъект и объект, стремясь к строгой объективности соц. знания, - это и есть позитивизм, подлежащий критич. преодолению. С наибольшей последовательностью эта разновидность А.была развита представителями франкфуртской школы М. Хоркхаймером, Т. Адорно, а затем и Г. Маркузе, к-рые сами, в свою очередь, отправлялись от нек-рых положений ранней книги Д.Лукача "История и классовое сознание" (1923), подвергнутых впоследствии критике самим ее автором. Рассматривая "объективизирующую" тенденцию традиционной науки как рез-т капиталистич. отчуждения, а позитивизм как идеологию такого отчуждения (и соответственно как некритич. апологетику бурж. об-ва), Хоркхаймер, Адорно и Маркузе отказывали социологии в какой бы то ни было степени адекватности постижения об-ва; за нею они оставляли одну лишь идеологически-апологетич., но ни в коей мере не познавательную функцию. Позитивизмом, закрывающим для социологии путь познания об-ва, объявлялась при этом уже сама ее тенденция отправляться от фактов, двигаясь по пути их аналитич. обобщения. Франкфуртская версия А., разработанная в 30-х гг. как критич. теория об-ва (отличная от социологии тем, что она не хочет быть наукой), не была ассимилирована леворадикальной критич. социологией, развивавшейся на Западе в период с конца 50-х до нач. 70-х гг. Существенно важным моментом этого процесса, рез-том к-рого было "узаконение" А. в зап. социологии (в качестве мировоззренч. и методологич. тенденции одного из ее направлений), стал "спор о позитивизме", разгоревшийся в 1961 г. на съезде социологов ФРГ, где с ведущими докладами ("О логике социальных наук") выступили К. Поппер и Т. Адорно. В своем докладе Адорно лишь резюмировал франкфуртскую версию А., с т. зр. к-рой позитивизм оказывался тождественным конформизму - приспособлением к бурж.-капиталистич. "данности". Задачей же "критич. теории", предложенной как последовательное выражение А., провозглашалось "спасение и восстановление" всего того, что неподвластно бурж.-капиталистич. "тотальности", что противостоит ей или только еще образуется в качестве отрицающей ее силы. В начале 60-х гг. в борьбу против позитивизма в соц. науках активно включается более молодое поколение франкфуртцев, прежде всего Ю. Хабермас. В отличие от А. старших представителей франкфуртской школы у Хабермаса он отмечен тенденцией использования антипозитивистской аргументации более современных философских течений, оказывавших возрастающее влияние на бурж. социологию, - феноменологии, экзистенциализма, герменевтики. Версия А., предложенная Хабермасом, с одной стороны, была несколько более умеренной, но с др. стороны, претендовала на своеобразное объединение антипозитивистских тенденций на почве неомарксизма. Эта тенденция возобладала затем в рамках развивавшейся леворадикальной социологии, в русле к-рой наряду с неомарксизмом значительную роль играли феноменологич., герменевтич. и экзистенциалистские мотивы. С середины 70-х гг. проблема А. в социологии постепенно утрачивает свою актуальность. Лит.: Lukacs D. Geschichte und KlassenbewuBtsein. Lpz., В., 1923; Freyer H. Soziologie als Wirklichkeitswissen-schaft. Lpz., В., 1930; Adorno Th.w. Der Positivismusstreit in der deutschen Soziologie. Neuwied, 1970; Habermans J. Zur Logikder Sozialwissenschaften. Materialien. Fr. - M., 1970. Ю.Н. Давыдов

Источник: Российская социологическая энциклопедия