АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ
АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ
англ. anthropology, cultural; нем. Kulturanthropologie. Сравнительное исследование культур общностей или обществ; изучение влияния геогр., истор., соц. и психологических факторов на развитие культуры, ее характерные черты и специфику ее изменений. См. ЭТНОЛОГИЯ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Антропология культурная
наука о функционировании традиционных этнических культур. Предмет исследования - культура народов мира, ее динамика, построение теории человека как творца и носителя культуры. Использует методы и данные археологии, этнографии, лингвистики, психологии. Приоритет отдается духовным ценностям культуры, а не материальным артефактам или биологии.
Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь
КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (США)
cultural anthropology) - антропология культуры человечества. Отличается от социальной антропологии сосредоточенностью не столько на структурах, сколько на деятельности определенных народов, хотя такое различие можно легко преувеличить. На практике подчеркивается материальная основа культуры, хотя идеальные ее значения также важны и изучаются когнитивной и символической антропологией.
Источник: Большой толковый социологический словарь
АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ
методологическая установка, сформировавшаяся в период становления совр. этнологии или социокультурной антропологии. А. к. получила развитие гл. обр. в США, где ее родоначальником был Боас. В отличие от антропологии социальной для А. к. было характерно большее внимание к духовным образованиям, чем к материальным артефактам и системам социальных отношений, в методологическом отношении акцент скорее на описательной, чем измерительной методике, больший историзм. Вместо рассмотрения социальной группы в статике как некоей констелляции в А. к. выдвигались на первый план вопросы динамики развития культуры, механизмы ее передачи через поколения. А. к. тяготела к таким дисциплинам, как география, история и технология первобытного об-ва. В наст, время социальная и А. к., как в теоретическом, так и в методологическом аспектах, слились. Сохраняется лишь традиционное для США предпочтение термина «А. к.» при наименовании кафедр, учебных курсов, научных журналов и т. п. Л. А. Седов
антропология культурная
cultural / social anthropology греч. anthropo- ‘человек’ + logos ‘слово, учение’. - направление в антропологии, представляющее собой интегрированное исследование человеческих сообществ (Geert Hofstede, 1980); cравнительное исследование культур общностей или обществ; изучение влияния географических, исторических, социальных и психологических факторов на развитие культуры, ее характерные черты и специфику ее изменений. Согласно традиции, преобладающей в СШа, культурная антропология включает этнографию как изучение и описание специфики отдельных культур, этнологию как сравнительно-исторический анализ культур, лингвистику, первобытную археологию, теоретическую антропологию. В европейской традиции большее распространение получила социальная антропология (особенно в Великобритании и Франции), этнология (в Германии). В СССР под антропологией понималась только физическая антропология, а непосредственное изучение конкретных культур ограничивалось описательной фазой — этнографией. антропология лингвистическая. См. этнолингвистика.
Антропология культурная
(от греч. anthropos – человек и logos – слово, учение). Антропологія культурна. Cultural anthropology. Согласно Ф. Боасу (Franz Boas) и его последователям – исследование культур, социальных общностей и обществ через призму влияния на их развитие географических, исторических, психологических и иных факторов, применяя в основном сравнительный и сравнительно-исторический методы. Наиболее видными представителями культурной антропологии были Б. Малиновский (Bronislaw Malinowski), А. Радклиф-Браун (Alfred Radkliff-Brown), М. Мид (Margaret Mead) и др. А к. основное внимание обращает на изучение процессов, происходящих в духовной культуре. А. к., как правило, не рассматривает явления материальной культуры, что в определенном (методологическом) смысле приводит к выводу о том, что духовная культура развивается как бы по своим законам, по законам самодетерминации, особенности которой зависят от исторических, географических и других условий. В настоящее время социальная и культурная антропологии практически соединились в одно направление, где объяснение социальных процессов осуществляется на основании данных культурной антропологии, поэтому сохраняется и название последней.
АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ
cultural anthro-pology), реже - социальная или социально-культурная А. - преимущественно в англоязычных странах, в последние десятилетия во Франции и других странах континентальной Европы - наука о культуре во всех формах ее проявления и на всех исторических этапах ее развития. При этом культура понимается в предельно широком смысле как совокупность материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения.
Для современной А.К. характерны холистский подход ( Холизм) к изучению культурных явлений, понимание культуры как формы биосоциальной адаптации, а также - этический и методологический принцип культурного релятивизма, постулирующий универсальную ценность каждой культуры вне зависимости от стадиального уровня ее развития. В качестве субдисциплин, отражающих уровень генерализации знаний, выделяют этнографию - описание культуры конкретного современного народа и этнологию - сравнительный анализ культур. Сама же А.К. выступает как обобщенное знание об основных институтах человеческой культуры, представленных в универсальной интерэтнической форме. Кроме этого, существует большое количество сфер специализации, в том числе: экологическая, экономическая, политическая, урбанистическая, аграрная, медицинская А., А. труда, А. образования и т.д. От других социальных наук А.К. традиционно отличала преимущественная ориентация на изучение культур бесписьменных народов, а также - специфический метод непосредственного наблюдения, используемый для сбора информации при проведении "полевых исследований" (экспедиций). Как самостоятельная наука А., первоначально под названием этнология, оформляется в конце 1830 - начале 1840-х. Термин А. закрепляется с начала 1870-х. Преподавание А. как учебной дисциплины начинается в 1879 в США (Рочестерский университет) и в 1884 в Великобритании (Оксфордский университет).
Формированию современной А. предшествовал длительный период развития антропологической мысли, истоки которого могут быть прослежены с эпохи античности. Так, Демокритом и Титом Лукрецием Каром были сформулированы оригинальные концепции антропо- и социогенеза, Гиппократ предложил идею о природно-географической обусловленности социально-психологических и политических явлений, Корнелий Тацит противопоставил цивилизованность дикости, отметив моральные преимущества последней. Активизация развития антропологических идей в Европе 16-18 вв. была обусловлена резким увеличением объема этнографической информации в результате Великих географических открытий. Значительную популярность в это время приобрела концепция "счастливого дикаря", развитая в трудах П. Мортира, М.Монтеня, Ж.-Ж.Руссо и Д.Дидро. На формирование А. 19 века большое влияние оказали идеи исторического прогресса, сформулированные А. Фергюсоном, Ж.А.М.Кондорсе и А.Р.Ж.Тюрго. Значительным было и влияние немецкой трансцендентально-критической философии, работ Г.Гердера, а также так называемой "мифологической школы" - компаративистского направления в европейской фольклористике и этнографии конца 18 - начала 19 вв.
Исторически первым чисто антропологическим направлением стал сформировавшийся во второй половине 19 в. в Великобритании и США эволюционизм . Его наиболее известные представители - Э.Тайлор и Л.Г.Морган - полагали, что все народы и отдельные институты культуры (например, семья, религия и т.д.) проходят определенные эволюционные стадии развития. Именно этим обяснялось культурное разнообразие человечества. В отличие от эволюционистов представители так называемого диффузионизма объясняли культурную дифференциацию явлениями межкультурных контактов. Так, лидеры Германо-Австрийской школы диффузионизма Ф. Гребнер и В. Шмидт утверждали, что все значимые элементы культуры были изобретены однажды в пределах нескольких "культурных кругов" и потом распространились (диффузировали) между другими народами. Представители Английской школы диффузионизма У. Смит и Э. Пери полагали, что центром происхождения важнейших элементов цивилизации является древний Египет.
В начале 20 в. с критикой эволюционизма выступил основоположник школы культурного партикуляризма в США Боас , который отвергал возможность генерализации в сфере культурных явлений, подчеркивал уникальность каждой культуры и постулировал принцип культурного релятивизма. Боас подчеркивал необходимость собирания как можно большего количества полевых материалов, противопоставляя его схоластическому теоретизированию. Другие критики эволюционизма и диффузионозма британские функционалисты Б.Малиновский и А.Радклифф-Браун (также как Боас) были сторонниками кропотливого собирания эмпирического материала как базы для создания антропологических теорий. Малиновский полагал, что культура является целостным явлением, каждый элемент которой выполняет определенную функцию по удовлетворению базовых или производных потребностей человека в обществе. В то же время Радклифф-Браун акцентировал внимание на том, что отдельные элементы культуры служат поддержанию социальной структуры общества, понимаемой как глобальная сеть социальных отношений.
В США в 1920-х сложилось еще одно теоретическое направление, получившее нзвание "культура и личность" (реже, психологическое направление). Его создателями стали ученицы Боаса Р.Бенедикт и М.Мид . Отталкиваясь от антиэволюционистских положений Боаса и концепций З.Фрейда , они утверждали, что основополагающую роль в культурной дифференциации играют вариации форм детского воспитания. Одновременно во Франции в это же время сложилась школа учеников Э.Дюркгейма , известного своим интересом к проблемам этнологии. Лидером этого направления стал М.Мосс - автор оригинальных исследований по традиционным формам обмена, этнической психологии. К школе Дюркгейма был близок Л.Леви-Брюль , разработавший концепцию о принципиальном отличии первобытного мышления от современного на уровне коллективных представлений. С именами Мосса и Леви-Брюля связано создание института этнологии в Парижском университете в 1926. В послевоенный период во Франции ведущим направлением в А.К. становится структурализм, лидером которого является К.Леви-Стросс - один из наболее известных антропологов современности. Опираясь на приемы, разработанные в лингвистике и когнитивной психологии, Леви-Стросс пришел к выводу о существовании ментальных структур, определяющих культурное и социальное поведение. Краеугольным камнем концепции Леви-Стросса стало положение о бинарных оппозициях как о базовой модели, позволяющей людям классифицировать элементы культуры и вырабатывать свое отношение к ним. В британской послевоенной А.К. ведущее место занимали продолжатели линии Радклиффа-Брауна Эванс-Притчард и М.Глакман . Последний приобрел известность благодаря исследованию феномена конфликта как составного элемента структуры общества. Для американской послевоенной А. характерным стала реабилитация эволюционизма, что стало заслугой Л.Уайта , автора оригинальной концепции о зависимости прогресса человечества от объема потребляемой энергии (получившей название "закон Уайта"). Другим представителем неоэволюционизма стал Д. Стюарт, предложивший концепцию полилинейной эволюции, учитывавшей специфику развития каждой культуры. Особый интерес Стюарта к проблемам взаимодействия культуры и окружающей среды позволяет считать его основоположником экологической А.К. Особое место в современной американской А.К. занимает личность К. Герца, известного своим подходом к изучению традиционной культуры (например, петушиных боев у балийцев) как интерпретации текста.
Развитие А.К. (этнографии) в России и, позже, СССР было отмечено значительным своеобразием. В последней трети 19 - начале 20 вв. большинство этнографов-практиков - Н. Миклухо-Маклай, В. Богораз, Л. Штеренберг, М. Довнар-Запольский - занимались интерпретацией идей эволюционизма. Наибольший интерес в теоретическом плане представляли работы Ковалевского, посвященные общине и общинному землевладению как универсальным стадиальным формам развития социальных отношений. В послереволюционный период канонизация раннего эволюционизма в его марксистской (точнее, энгельсовской трактовке) на долгие годы застопорила развитие теоретической мысли. Этому же содействовала изоляция и, часто, агрессивное отношение к новым тенденциям в "буржуазной" этнологии. На рубеже 1960-1970-х сформировалось несколько оригинальных концепций в области теории этноса. Их создатели в разной степени отталкивались от концепции, разработанной в 1920-х русским ученым-эмигрантом А. Широкогоровым. Наибольшую известность приобрели работы Ю. Бромлея, попытавшегося соединить концепцию этноса с марксистским учением об общественно-экономических формациях и построить на этой основе модель эволюции этно-социальных общностей. В меньшей степени замеченной оказалась идея А. Арутюнова и Н. Чебоксарова о передаче информации как о механизме существования этносоциальных и биологических групп человечества. Наибольшей оригинальностью отличались приобретшие впоследствии широкую известность концепции Л.Гумилева , открыто порвавшего с марксистской традицией и рассматривавшего этносы как биосоциальные феномены, развивающиеся согласно своим уникальным законам.
П.В. Терешкович
Для современной А.К. характерны холистский подход ( Холизм) к изучению культурных явлений, понимание культуры как формы биосоциальной адаптации, а также - этический и методологический принцип культурного релятивизма, постулирующий универсальную ценность каждой культуры вне зависимости от стадиального уровня ее развития. В качестве субдисциплин, отражающих уровень генерализации знаний, выделяют этнографию - описание культуры конкретного современного народа и этнологию - сравнительный анализ культур. Сама же А.К. выступает как обобщенное знание об основных институтах человеческой культуры, представленных в универсальной интерэтнической форме. Кроме этого, существует большое количество сфер специализации, в том числе: экологическая, экономическая, политическая, урбанистическая, аграрная, медицинская А., А. труда, А. образования и т.д. От других социальных наук А.К. традиционно отличала преимущественная ориентация на изучение культур бесписьменных народов, а также - специфический метод непосредственного наблюдения, используемый для сбора информации при проведении "полевых исследований" (экспедиций). Как самостоятельная наука А., первоначально под названием этнология, оформляется в конце 1830 - начале 1840-х. Термин А. закрепляется с начала 1870-х. Преподавание А. как учебной дисциплины начинается в 1879 в США (Рочестерский университет) и в 1884 в Великобритании (Оксфордский университет).
Формированию современной А. предшествовал длительный период развития антропологической мысли, истоки которого могут быть прослежены с эпохи античности. Так, Демокритом и Титом Лукрецием Каром были сформулированы оригинальные концепции антропо- и социогенеза, Гиппократ предложил идею о природно-географической обусловленности социально-психологических и политических явлений, Корнелий Тацит противопоставил цивилизованность дикости, отметив моральные преимущества последней. Активизация развития антропологических идей в Европе 16-18 вв. была обусловлена резким увеличением объема этнографической информации в результате Великих географических открытий. Значительную популярность в это время приобрела концепция "счастливого дикаря", развитая в трудах П. Мортира, М.Монтеня, Ж.-Ж.Руссо и Д.Дидро. На формирование А. 19 века большое влияние оказали идеи исторического прогресса, сформулированные А. Фергюсоном, Ж.А.М.Кондорсе и А.Р.Ж.Тюрго. Значительным было и влияние немецкой трансцендентально-критической философии, работ Г.Гердера, а также так называемой "мифологической школы" - компаративистского направления в европейской фольклористике и этнографии конца 18 - начала 19 вв.
Исторически первым чисто антропологическим направлением стал сформировавшийся во второй половине 19 в. в Великобритании и США эволюционизм . Его наиболее известные представители - Э.Тайлор и Л.Г.Морган - полагали, что все народы и отдельные институты культуры (например, семья, религия и т.д.) проходят определенные эволюционные стадии развития. Именно этим обяснялось культурное разнообразие человечества. В отличие от эволюционистов представители так называемого диффузионизма объясняли культурную дифференциацию явлениями межкультурных контактов. Так, лидеры Германо-Австрийской школы диффузионизма Ф. Гребнер и В. Шмидт утверждали, что все значимые элементы культуры были изобретены однажды в пределах нескольких "культурных кругов" и потом распространились (диффузировали) между другими народами. Представители Английской школы диффузионизма У. Смит и Э. Пери полагали, что центром происхождения важнейших элементов цивилизации является древний Египет.
В начале 20 в. с критикой эволюционизма выступил основоположник школы культурного партикуляризма в США Боас , который отвергал возможность генерализации в сфере культурных явлений, подчеркивал уникальность каждой культуры и постулировал принцип культурного релятивизма. Боас подчеркивал необходимость собирания как можно большего количества полевых материалов, противопоставляя его схоластическому теоретизированию. Другие критики эволюционизма и диффузионозма британские функционалисты Б.Малиновский и А.Радклифф-Браун (также как Боас) были сторонниками кропотливого собирания эмпирического материала как базы для создания антропологических теорий. Малиновский полагал, что культура является целостным явлением, каждый элемент которой выполняет определенную функцию по удовлетворению базовых или производных потребностей человека в обществе. В то же время Радклифф-Браун акцентировал внимание на том, что отдельные элементы культуры служат поддержанию социальной структуры общества, понимаемой как глобальная сеть социальных отношений.
В США в 1920-х сложилось еще одно теоретическое направление, получившее нзвание "культура и личность" (реже, психологическое направление). Его создателями стали ученицы Боаса Р.Бенедикт и М.Мид . Отталкиваясь от антиэволюционистских положений Боаса и концепций З.Фрейда , они утверждали, что основополагающую роль в культурной дифференциации играют вариации форм детского воспитания. Одновременно во Франции в это же время сложилась школа учеников Э.Дюркгейма , известного своим интересом к проблемам этнологии. Лидером этого направления стал М.Мосс - автор оригинальных исследований по традиционным формам обмена, этнической психологии. К школе Дюркгейма был близок Л.Леви-Брюль , разработавший концепцию о принципиальном отличии первобытного мышления от современного на уровне коллективных представлений. С именами Мосса и Леви-Брюля связано создание института этнологии в Парижском университете в 1926. В послевоенный период во Франции ведущим направлением в А.К. становится структурализм, лидером которого является К.Леви-Стросс - один из наболее известных антропологов современности. Опираясь на приемы, разработанные в лингвистике и когнитивной психологии, Леви-Стросс пришел к выводу о существовании ментальных структур, определяющих культурное и социальное поведение. Краеугольным камнем концепции Леви-Стросса стало положение о бинарных оппозициях как о базовой модели, позволяющей людям классифицировать элементы культуры и вырабатывать свое отношение к ним. В британской послевоенной А.К. ведущее место занимали продолжатели линии Радклиффа-Брауна Эванс-Притчард и М.Глакман . Последний приобрел известность благодаря исследованию феномена конфликта как составного элемента структуры общества. Для американской послевоенной А. характерным стала реабилитация эволюционизма, что стало заслугой Л.Уайта , автора оригинальной концепции о зависимости прогресса человечества от объема потребляемой энергии (получившей название "закон Уайта"). Другим представителем неоэволюционизма стал Д. Стюарт, предложивший концепцию полилинейной эволюции, учитывавшей специфику развития каждой культуры. Особый интерес Стюарта к проблемам взаимодействия культуры и окружающей среды позволяет считать его основоположником экологической А.К. Особое место в современной американской А.К. занимает личность К. Герца, известного своим подходом к изучению традиционной культуры (например, петушиных боев у балийцев) как интерпретации текста.
Развитие А.К. (этнографии) в России и, позже, СССР было отмечено значительным своеобразием. В последней трети 19 - начале 20 вв. большинство этнографов-практиков - Н. Миклухо-Маклай, В. Богораз, Л. Штеренберг, М. Довнар-Запольский - занимались интерпретацией идей эволюционизма. Наибольший интерес в теоретическом плане представляли работы Ковалевского, посвященные общине и общинному землевладению как универсальным стадиальным формам развития социальных отношений. В послереволюционный период канонизация раннего эволюционизма в его марксистской (точнее, энгельсовской трактовке) на долгие годы застопорила развитие теоретической мысли. Этому же содействовала изоляция и, часто, агрессивное отношение к новым тенденциям в "буржуазной" этнологии. На рубеже 1960-1970-х сформировалось несколько оригинальных концепций в области теории этноса. Их создатели в разной степени отталкивались от концепции, разработанной в 1920-х русским ученым-эмигрантом А. Широкогоровым. Наибольшую известность приобрели работы Ю. Бромлея, попытавшегося соединить концепцию этноса с марксистским учением об общественно-экономических формациях и построить на этой основе модель эволюции этно-социальных общностей. В меньшей степени замеченной оказалась идея А. Арутюнова и Н. Чебоксарова о передаче информации как о механизме существования этносоциальных и биологических групп человечества. Наибольшей оригинальностью отличались приобретшие впоследствии широкую известность концепции Л.Гумилева , открыто порвавшего с марксистской традицией и рассматривавшего этносы как биосоциальные феномены, развивающиеся согласно своим уникальным законам.
П.В. Терешкович
Источник: Социология: энциклопедия