АРГУМЕНТАЦИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Аргументация
(от лат. argumentatio – изложение доказательства, приведение доводов). Аргументація. Argumentation. Способность индивида вести дискуссию, выдвигать аргументы, доказывать, обосновывать свои мысли, рассуждать, искать истину. Система аргументов. Способность к А. противостоит вере тем, что обращается к логическим механизмам получения объективно истинного знания. А. может служить показателем культуры научного мышления с той поправкой, что возможна А. и иного рода, как процесс поиска совокупности “аргументов”, “доказывающих” принципиальную невозможность познания вообще или весьма сужающие познавательные возможности науки. Основными средствами А. второго рода являются: формальная правильность суждений; иносказательность и двусмысленность; признанная самой наукой историческая обусловленность, а значит определенная ограниченность процесса познания; логические ошибки, допущенные различными учеными при обосновании отдельных своих положений; претензия на абсолютные истины, которые отвергаются самой наукой, ибо истина всегда конкретна и т. д. В любом случае оба указанные способа А. олицетворяют собой две противоположные культуры мышления: научную и, пользующуюся средствами науки, ненаучную (оккультную, астрологическую и т. д.). Особой формой выражения второй является теология и сходные с нею формы А., например, идеалистические. Основной их задачей является “доказательство” существования сверхъестественного, надприродного начала. См. также Алогизм и Культура научного мышления.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

АРГУМЕНТАЦИЯ
лат. argumentatio) - понятие, обозначающее логико-коммуникативный процесс, служащий обоснованию определенной точки зрения с целью ее восприятия, понимания и (или) принятия индивидуальным или коллективным реципиентом. С этой точки зрения, А. выступает как цельный, сложный, многоуровневый феномен, который регулируется логическими нормами и законами. Как речевая коммуникативная деятельность А. включает в себя нелингвистические компоненты, мировоззренческо-этические, психологические параметры, обеспечивающие вписывание того или иного научного знания в культуру. Структурно-функциональный анализ научной аргументации позволяет проводить необходимое четкое разграничение понятий "А.", "обоснование", "доказательство", которые часто используются как синонимы. Как всякий языковой феномен, процедура А. связана с соответствующими логическими формами. Подобно тому, как слову (словосочетанию) соответствует понятие, предложению - суждение, А. соответствует обоснование. Обоснование, таким образом, является логическим каркасом А. Разведение понятий обоснования и А. следует проводить по двум линиям - логической и языковой. А. не сводится лишь к логическому обоснованию, это не только логический, но и коммуникативный процесс, направленный на адекватное восприятие отстаиваемой точки зрения, ее субъектно-смысловую идентификацию, понимание и вписывание в культуру. В зависимости от специфики изучаемой предметной области в процессе научной А. используются различные виды обоснования. Исходя из специфики тезиса, привлекаемых аргументов и способа связи между ними, можно выделить такие виды обоснования, как доказательство, опровержение, подтверждение, объяснение, интерпретация, определение, оправдание и др. В строгом смысле слова доказательство представляет собой логический процесс, заключающийся в обосновании истинности того или иного положения с помощью других положений, истинность которых уже установлена. В соответствии с этим использование понятия доказательства в широком смысле слова (как всякое обоснование) является неточным. Всякое доказательство есть обоснование, но далеко не всякое обоснование есть доказательство. Различие между указанными видами обоснования заключается не только в логической структуре, включающей тезис, аргументы и способ связи между ними, но и в содержательном наполнении этой структуры. Как только логическая структура А. погружается в коммуникативно-прагматическое измерение, все ее компоненты, все виды обоснования приобретают дополнительные характеристики. Всякий коммуникативный процесс предполагает субъект-субъектные отношения, однако в качестве адресата в А. не всегда выступает конкретный человек, чаще всего он предстает как обобщенный представитель того или иного сообщества, которому адресован текст, концепция и т.п. А. как коммуникативно-прагматический процесс включает следующие основные этапы и соответственно компоненты: идентификация выдвигаемых концепций с идеально-смысловыми структурами реципиента (или их восприятие), понимание, принятие (непринятие), убеждение (его отсутствие). Обосновываемая концепция для определенного реципиента первоначально выступает как соответствующая информация, изложенная в научном тексте или в иной форме. Она еще не понята, не идентифицирована с идеально-смысловыми структурами реципиента, и тем более не принята им, она пока еще только воспринимается адресатом. До тех пор, пока субъект не включился в процесс "со-творчества" понимающих, в деятельностный процесс "по-знания", т.е. "приобщения к знанию", к смыслам используемых терминов, А. не стала действенной и знание существует только в виде определенной информации, не наполненной смыслами. Когда информация благодаря А. пропускается через интеллектуальные, социокультурные и этико-мировоззренческие установки познающего субъекта, это и создает предпосылки для ее расшифровки, т.е. идеально-смысловая идентификация предъявленной реципиенту концепции есть своего рода "предпонимание". Приобретая в рамках коммуникативной системы новые содержательные характеристики, различные виды А. обеспечивают не только восприятие, но и понимание выдвигаемой концепции. Гуманитаризация современной науки, с одной стороны, а также постоянно возрастающий уровень абстрактности теоретических и математических моделей А. обусловили трансляцию проблемы понимания из традиции герменевтики и гуманитарных наук в анализ естественнонаучного знания и науки в целом. Становится ясно, что не только уникальные объекты гуманитарного знания, с их неповторимостью, "непрозрачностью", "человеческим миром", но и объекты современного естествознания и математики с их сложным содержанием, высокоабстрактной конструктивностью, со снятой в их содержании "сделанностью", математическими формализмами нуждаются в расшифровке научных смыслов, распредмечивании и реконструкции познавательной деятельности. Понимание той или иной концепции является предпосылкой ее принятия и вписывания в культуру. Термин "принятие" используется, как правило, без достаточно четкой его экспликации. Как определенный компонент научной А. и коммуникативной связи субъектов творческой деятельности принятие предполагает понимание той или иной концепции, признание ее истинности или приемлемости, преломление через теоретические, интеллектуальные и этические установки познающего субъекта (реципиента), соотнесенность с господствующими в научном сообществе философско-мировоз-зренческими и теоретическими представлениями и в результате всего этого приобретение прагматических характеристик и параметров, алгоритмических измерений, позволяющих экспериментировать, действовать, поступать в соответствии с данной концепцией. Логические и коммуникативно-прагматические средства А. создают предпосылки не только для принятия тех или иных положений, концепций, но и для формирования соответствующих убеждений рационального характера. Смена устоявшихся убеждений осуществляется именно через механизмы аргументационных конструкций. Используемые логико-коммуникативные приемы и способы А. работают на реализацию ее цели - формирование новых убеждений в том или ином сообществе.
Я.С. Яскевич

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
96.09 кб

Процессуальность идентичности: конвенциональная и неконвенциональная аргументация

Матусевич Елена Владимировна
В статье анализируется развитие процессуальной формы идентичности.
Читать PDF
1.14 мб

Аргументация в полемике урбанизма и антиурбанизма

Горнова Галина Владимировна
В статье отражена полемика урбанизма и антиурбанизма. Приведена классификация основных аргументов.
Читать PDF
122.30 кб

Аргументация и культура мышления

Бухарцева Н. Г.
В статье предпринимается попытка выделить составляющие культуры мышления; истина представлена как основная познавательная ценность.
Читать PDF
78.31 кб

Доводы и аргументация возможностей проведения превентивных мероприятий в практике стоматологии детск

Яновский Лев Михайлович
В работе приводятся предпосылки для подтверждения возможностей проведения массовых и персонифицированных мероприятий в отношении стоматологических заболеваний у детей и в первую очередь кариеса зубов.
Читать PDF
78.31 кб

Доводы и аргументация возможностей проведения превентивных мероприятий в практике стоматологии детск

Яновский Лев Михайлович
Профилактика отождествляется с безопасностью в нашей повседневной жизни, жизни региона и страны в целом. Приводится определение здоровья ВОЗ от 1992 года применительно к стоматологии как к раз- делу медицины.
Читать PDF
310.48 кб

Лечение гипопластического варианта хронического эндометрита: аргументация отказа от антибактериально

Каткова Н.Ю., Гречканев Г.О., Качалина Т.С., Купцова Е.С., Андосова Л.Д., Кучер Е.М., Черемушкина И.А., Гусева О.И.
Цель исследования обоснование отказа от антибактериальной терапии при гипопластическом варианте хронического эндометрита. Материалы и методы.
Читать PDF
299.82 кб

Аргументация как вид речемыслительных действий специалиста по международным отношениям

Васильева О.В.
Читать PDF
2.39 мб

Аргументация как логическое действие и ее значение для общего образования

Якунчев Михаил Александрович, Киселева Анна Игоревна
Описывается сущность аргументации как рационального способа действия интеллектуального назначения для объективного доказательства определенного положения тезиса с использованием логически взаимосвязанных доводов в процессе коммуни
Читать PDF
132.25 кб

Правовая аргументация и ее значение в легитимации государственной власти

Прудников Анатолий Семенович, Иванченко Юрий Александрович
Читать PDF
344.75 кб

Убеждение, внушение и аргументация как основные психологические премы воздействия в процессе деловог

Левчаева Надежда Васильевна
В статье рассматриваются основные приемы воздействия в процессе общения: убеждение, внушение, аргументация. Убеждения включает такие виды воздействий, как доказательство, информирование, опровержение и разъяснение.
Читать PDF
102.36 кб

Модели рассуждений 2. Аргументация и рациональность / под общ. ред. В. Н. Брюшинкина. Калининград: И

Кирюхин А. А.
Читать PDF
241.36 кб

Критическое мышление, логика, аргументация

Пушкарский А. Г.
Читать PDF
257.42 кб

Аргументация, коммуникация, рациональность

Брюшинкин В. Н.
Статья подготовлена в ходе осуществления проекта Российского гуманитарного научного фонда № 07-03-00593а «Исследование рациональности аргументации». Рассматривается проблема рациональности аргументации.
Читать PDF
237.75 кб

Всероссийский научный семинар «Модели рассуждений 2: аргументация и рациональность»

Пушкарский А. Г.
Читать PDF
271.66 кб

Аргументация Канта в схолии к теореме vi в диссертации "Nova dilucidatio": интерпретации Т. Пиндера

Ермолаев Владимир Константинович
Рассматривается возражение Канта против онтологического доказательства в его ранней работе «Новое освещение принципов метафизического познания». Обсуждаются альтернативные интерпретации кантовской аргументации, предложенные Т.

Найдено книг по теме — 13