АРХЕТИП (А)

Найдено 1 определение
АРХЕТИП (А)
(греч. arhe – начало и typos – образ) – одна из категорий культурологии, представляющая собой укоренённость в опыте людей первообраза социальной практики, связанного с регуляцией своих отношений. Понятие, играющее главную роль в аналитической психологии Юнга. Он обнаружил коллективное бессознательное как общечеловеческое основание душевной жизни индивидов. В культурологии А выступают в качестве своего рода глубинных программ, которые предопределяют вариации воспроизводства разнообразных форм и видов поведения людей, характерных для определённого типа социальной организации. Здесь существенной характеристикой является взаимодействие между целым и его отдельными элементами. Оно служит основанием для определения того, к какому А данная социальная организация может принадлежать. Выделяется три группы таких А. Первая, наиболее часто встречающаяся в реальности, относится к таким социальным организациям, которые можно назвать вертикально интегрированными, или иерархическими. Несущей конструкцией в них является власть как способ управления. Интеграция индивидов осуществляется преимущественно путем силовой, принудительной адаптации людей к деятельности, в которую они вовлекаются. Наиболее адекватными методами управления здесь выступают приказные, командно-административные. Другая группа А представляет собой то, что можно назвать горизонтально-интегрированными, партнерскими или договорными организациями. Управленческим А в них является стремление к достижению общей цели путём баланса интересов участников. Здесь преобладающее значение имеют отношения партнерства на договорной основе, а интеграционные процессы сводятся к инкорпорированию, взаимному приспособлению составляющих элементов и организации. В этом случае социально-экономические методы становятся наиболее приемлемыми. Третья группа А связана с такими организациями, которые проявляют себя как человекоориентированные. В качестве примеров можно назвать семью, дружеские компании, неформальные этнические и религиозные группы, различного рода творческие сообщества, партнёрства и т.п. Их системообразующей основой являются общие смыслы, интересы, доверие, симпатии, а парадигма организационного устройства опирается на взаимоуважение индивидуальных различий. Наиболее адекватными в этом случае становятся социокультурные методы управления. Именно в таком роде человеческих сообществ получает распространение креативная парадигма управления, которая, впрочем, в различных формах и масштабах присутствует и в наборах элементов других А. В социологии признаётся, что социальное и культурное не тождественные явления. Их различение можно найти уже в работах О. Конта и П. Сорокина. В тоже время их взаимодействие непрерывно актуализируется в современной теории, методологии и исследовательской практике, поскольку нельзя не признать, что культура пронизывает все области и состояния социальной жизни. На этом основан и «культурный поворот» в социологии Дж. Александера, выделившего культуру как независимую переменную в исследованиях общества. С позиции социологии управления, проблема решается, если рассматривать явления культуры и, в частности, такой феномен, как А, в качестве информационного аспекта регуляции отношений в процессах совместной жизни и деятельности людей. Это не только проблемы переноса технологий управления из одного культурного пространства в другое, но и проблемы разработки программ желаемого будущего как предпосылки инновационных изменений в существующих социальных организациях.
Лит. Шендрик А.И. Культура в мире: драма бытия. М., 2007; И.Г.Яковенко. Познание России.:цивилизационный анализ. М.,2012. Дуберман Ю.Е. Человеческое измерение. М., 2013. Ю.Е. Дуберман, А.В. Тихонов

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Ментальные архетипы в культурной социализации молодых казахстанцев

Тесленко Александр Николаевич
Понятие "социализация" как научная категория широко используется в социальных науках.
Читать PDF
0.00 байт

Некоторые архетипические признаки социального государства в России

Захаров В. К.
Читать PDF
0.00 байт

Архетипы лидера и глубинные основания культуры: лингво-культурологическое исследование

Мельникова Алла Александровна, Круглянская Лилия Яковлевна
Рассматривается вопрос, универсальны ли архетипы лидера или можно вести речь о доминировании в той или иной культуре совершенно определенных лидерских архетипов.
Читать PDF
0.00 байт

Социальная востребованность русского архетипа альтруизма в ХХI веке: модернизация и демократизация

Югай Герасим Андреевич
В статье рассматриваются такие негативные явления, как обострение национальных конфликтов, очевидная дебилизация общества при помощи средств массовой информации и, прежде всего, телевидения, сведение на нет роли интеллигенции в об
Читать PDF
0.00 байт

Образ нефтяника и нефтяной промышленности: стереотипы и архетипы (по материалам социологических иссл

Сергеева З. Х.
В статье изложены результаты проведенного автором социологического исследования стереотипических и архетипических представлений о нефтяниках и нефтяной промышленности.
Читать PDF
0.00 байт

Половозрастная структура предпочтений архетипов обыденности в русской культурной традиции

Чернышов Алексей Владимирович
Рассматриваются половозрастные предпочтения архетипов обыденности, существующие в пространстве русской культурной традиции, выявленные в результате анкетного опроса.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема взаимосвязи власти и архетипов российской ментальности в социологических исследованиях

Клюев Алексей Александрович
Проблема взаимосвязи власти и архетипов российской ментальности является актуальной для различных областей социогуманитарного знания (философии, социологии и политологии).
Читать PDF
0.00 байт

Архетипы и инновации государственного управления

Арпентьева Мариям Равильевна
Статья посвящена архетипическому подходу к исследованию проблем инноваций в управлении и управлением инновациями.
Читать PDF
0.00 байт

Архетипические основания государственного управления: теоретико-мето дологические и социокультурные

Мамычев Алексей Юрьевич
В статье предлагается и аргументируется необходимость разработки социокультурной (архетипической) стратегии политического исследования, направленной на реконструкцию и интерпретацию публично-властных институтов и управленческой пр
Читать PDF
0.00 байт

Архетипическое кодирование публично-властного управления

Филиппова Мария Константиновна
В статье рассматриваются современные социокультурные основы государственно-правового развития.
Читать PDF
0.00 байт

«Постдисциплинарный дискурс» архетипических исследований: постановка проблемы

Мамычев Алексей Юрьевич
В статье представлена авторская трактовка развития междисциплинарных и постдисциплинарных стратегий и практик научных исследований, проводится соотношение и взаимодействие последних в контексте познания архетипических основ социок
Читать PDF
0.00 байт

Роль мифа и архетипов в формировании метаязыка идеологической системы

Сампиев Исрапил Магометович, Букетова Нурсулу Ибраевна
Статья посвящена роли архетипов и мифологем как матрицы формирования метаязыка идеологической системы. Мифология не стала достоянием предыстории, но она принимает наукообразные формы, актуализируясь в кризисных условиях.

Похожие термины:

  • АРХЕТИП

    archetypes) — см. Юнг.
  • Культурный архетип

    первичные социокультурные идеи, заложенные в основе этнонациональных культур, и достаточно устойчивые по отношению к социальной и даже исторической динамике общества.