(греч. arhe – начало и typos – образ) – одна из категорий культурологии, представляющая собой укоренённость в опыте людей первообраза социальной практики, связанного с регуляцией своих отношений. Понятие, играющее главную роль в аналитической психологии Юнга. Он обнаружил коллективное бессознательное как общечеловеческое основание душевной жизни индивидов. В культурологии А выступают в качестве своего рода глубинных программ, которые предопределяют вариации воспроизводства разнообразных форм и видов поведения людей, характерных для определённого типа социальной организации. Здесь существенной характеристикой является взаимодействие между целым и его отдельными элементами. Оно служит основанием для определения того, к какому А данная социальная организация может принадлежать. Выделяется три группы таких А. Первая, наиболее часто встречающаяся в реальности, относится к таким социальным организациям, которые можно назвать вертикально интегрированными, или иерархическими. Несущей конструкцией в них является власть как способ управления. Интеграция индивидов осуществляется преимущественно путем силовой, принудительной адаптации людей к деятельности, в которую они вовлекаются. Наиболее адекватными методами управления здесь выступают приказные, командно-административные. Другая группа А представляет собой то, что можно назвать горизонтально-интегрированными, партнерскими или договорными организациями. Управленческим А в них является стремление к достижению общей цели путём баланса интересов участников. Здесь преобладающее значение имеют отношения партнерства на договорной основе, а интеграционные процессы сводятся к инкорпорированию, взаимному приспособлению составляющих элементов и организации. В этом случае социально-экономические методы становятся наиболее приемлемыми. Третья группа А связана с такими организациями, которые проявляют себя как человекоориентированные. В качестве примеров можно назвать семью, дружеские компании, неформальные этнические и религиозные группы, различного рода творческие сообщества, партнёрства и т.п. Их системообразующей основой являются общие смыслы, интересы, доверие, симпатии, а парадигма организационного устройства опирается на взаимоуважение индивидуальных различий. Наиболее адекватными в этом случае становятся социокультурные методы управления. Именно в таком роде человеческих сообществ получает распространение креативная парадигма управления, которая, впрочем, в различных формах и масштабах присутствует и в наборах элементов других А. В социологии признаётся, что социальное и культурное не тождественные явления. Их различение можно найти уже в работах О. Конта и П. Сорокина. В тоже время их взаимодействие непрерывно актуализируется в современной теории, методологии и исследовательской практике, поскольку нельзя не признать, что культура пронизывает все области и состояния социальной жизни. На этом основан и «культурный поворот» в социологии Дж. Александера, выделившего культуру как независимую переменную в исследованиях общества. С позиции социологии управления, проблема решается, если рассматривать явления культуры и, в частности, такой феномен, как А, в качестве информационного аспекта регуляции отношений в процессах совместной жизни и деятельности людей. Это не только проблемы переноса технологий управления из одного культурного пространства в другое, но и проблемы разработки программ желаемого будущего как предпосылки инновационных изменений в существующих социальных организациях.
Лит. Шендрик А.И. Культура в мире: драма бытия. М., 2007; И.Г.Яковенко. Познание России.:цивилизационный анализ. М.,2012. Дуберман Ю.Е. Человеческое измерение. М., 2013. Ю.Е. Дуберман, А.В. Тихонов
110.01 кб
Архетип и символ как основные формы выражения культурных смыслов рекламы
Многоплановое явление рекламы рассматривается как феномен культуры со способностью к смыслообразованию. Символы и архетипы рассматриваются как основные способы реализации культурных смыслов рекламы.