АРХЕТИП (А)

Найдено 1 определение
АРХЕТИП (А)
(греч. arhe – начало и typos – образ) – одна из категорий культурологии, представляющая собой укоренённость в опыте людей первообраза социальной практики, связанного с регуляцией своих отношений. Понятие, играющее главную роль в аналитической психологии Юнга. Он обнаружил коллективное бессознательное как общечеловеческое основание душевной жизни индивидов. В культурологии А выступают в качестве своего рода глубинных программ, которые предопределяют вариации воспроизводства разнообразных форм и видов поведения людей, характерных для определённого типа социальной организации. Здесь существенной характеристикой является взаимодействие между целым и его отдельными элементами. Оно служит основанием для определения того, к какому А данная социальная организация может принадлежать. Выделяется три группы таких А. Первая, наиболее часто встречающаяся в реальности, относится к таким социальным организациям, которые можно назвать вертикально интегрированными, или иерархическими. Несущей конструкцией в них является власть как способ управления. Интеграция индивидов осуществляется преимущественно путем силовой, принудительной адаптации людей к деятельности, в которую они вовлекаются. Наиболее адекватными методами управления здесь выступают приказные, командно-административные. Другая группа А представляет собой то, что можно назвать горизонтально-интегрированными, партнерскими или договорными организациями. Управленческим А в них является стремление к достижению общей цели путём баланса интересов участников. Здесь преобладающее значение имеют отношения партнерства на договорной основе, а интеграционные процессы сводятся к инкорпорированию, взаимному приспособлению составляющих элементов и организации. В этом случае социально-экономические методы становятся наиболее приемлемыми. Третья группа А связана с такими организациями, которые проявляют себя как человекоориентированные. В качестве примеров можно назвать семью, дружеские компании, неформальные этнические и религиозные группы, различного рода творческие сообщества, партнёрства и т.п. Их системообразующей основой являются общие смыслы, интересы, доверие, симпатии, а парадигма организационного устройства опирается на взаимоуважение индивидуальных различий. Наиболее адекватными в этом случае становятся социокультурные методы управления. Именно в таком роде человеческих сообществ получает распространение креативная парадигма управления, которая, впрочем, в различных формах и масштабах присутствует и в наборах элементов других А. В социологии признаётся, что социальное и культурное не тождественные явления. Их различение можно найти уже в работах О. Конта и П. Сорокина. В тоже время их взаимодействие непрерывно актуализируется в современной теории, методологии и исследовательской практике, поскольку нельзя не признать, что культура пронизывает все области и состояния социальной жизни. На этом основан и «культурный поворот» в социологии Дж. Александера, выделившего культуру как независимую переменную в исследованиях общества. С позиции социологии управления, проблема решается, если рассматривать явления культуры и, в частности, такой феномен, как А, в качестве информационного аспекта регуляции отношений в процессах совместной жизни и деятельности людей. Это не только проблемы переноса технологий управления из одного культурного пространства в другое, но и проблемы разработки программ желаемого будущего как предпосылки инновационных изменений в существующих социальных организациях.
Лит. Шендрик А.И. Культура в мире: драма бытия. М., 2007; И.Г.Яковенко. Познание России.:цивилизационный анализ. М.,2012. Дуберман Ю.Е. Человеческое измерение. М., 2013. Ю.Е. Дуберман, А.В. Тихонов

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
110.01 кб

Архетип и символ как основные формы выражения культурных смыслов рекламы

Кошетарова Людмила Николаевна
Многоплановое явление рекламы рассматривается как феномен культуры со способностью к смыслообразованию. Символы и архетипы рассматриваются как основные способы реализации культурных смыслов рекламы.
Читать PDF
99.75 кб

Трансформация образа Софии в древнерусской культуре: архетип и его персонификации

Розанова Светлана Сергеевна
Статья посвящена исследованию архетипического образа Софии-Премудрости. Автор рассматривает воплощение феминной мудрости в персонификациях русской церковной и народной культур.
Читать PDF
365.63 кб

Архетип и смысл культуры

Вдовушкина Наталия Сергеевна
Данная статья посвящена рассмотрению соотношения архетипа и смысла с точки зрения философского подхода.
Читать PDF
184.44 кб

Поэзис как архетип культуры

Сурина Татьяна Владимировна
Рассматривается культура как творческое событие в структурно-феноменологическом плане. В качестве ключевой категории, позволяющей прояснить архетипическую логику этого события, берется понятие Poiesis.
Читать PDF
453.85 кб

Архетип материнства в проблеме бессмертия

Васильева Ирина Ивановна
Рассмотрены особенности архетипа материнства в проблеме бессмертия в языческой и христианской культурах
Читать PDF
690.05 кб

Архетип воды в индустрии туризма и отдыха

Скрипова Т.В.
Читать PDF
187.01 кб

2015.02.015. МУХИН А.С. АРХИТЕКТУРА И АРХЕТИП. - СПБ.: С.-ПЕТЕРБ. ГОС. УН-Т КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ, 201

Боброва Л.А.
Читать PDF
562.45 кб

Архетип серця в політико-ментальному просторі української культури

Куц Г.М.
Читать PDF
353.54 кб

Ценностный архетип и ценностный геном в русской духовной культуре

Москвин Константин Сергеевич
Цель данной работы анализ происхождения понятий «ценностный архетип» и «ценностный геном» и их особенностей в русской духовной культуре.
Читать PDF
343.34 кб

Теургия - языческий архетип в духовной традиции башкир. Свойства его проявления в семантике современ

Янбухтина Альмира Гайнулловна
Статья посвящена художественной культуре башкирского народа его традиционному искусству, в котором значительное место отведено соприкосновению язычества и ислама, их сложным переплетениям, трансформации.
Читать PDF
271.67 кб

Изначальный архетип Украины и России

Гуцуляк Олег Борисович
В статье анализируется общеславянский базисный архетип «Рай-Сад-Царство», трансформировавшийся в украинской ментальности в архетип «Обособленного места (края)», а в русской ментальности в архетип «Странствующего Царства», обуслови
Читать PDF
218.35 кб

Сопоставление понятий «Картина мира» и «Модель мира»: архетип миф религия наука

Садыкова М. А.
В статье рассмотрены и проанализированы некоторые аспекты понятий «картина мира» и «модель мира», активно используемых в современной лингвистике и некоторых смежных с ней науках.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • АРХЕТИП

    archetypes) — см. Юнг.
  • Культурный архетип

    первичные социокультурные идеи, заложенные в основе этнонациональных культур, и достаточно устойчивые по отношению к социальной и даже исторической динамике общества.