это направление, использующее художественное творчество как средство в различных методиках “лечения социальных болезней” человека или группы. А.-т. — это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами духовной жизни.
А.-т. — один из психотерапевтических методов, используемых для диагностики и коррекции нервно-психических расстройств. Кроме того, это еще и способ самовыражения личности. Как отдельное терапевтическое направление А.-т. появилась в 60-х гг. XX в. В настоящее время она широко применяется практически во всех направлениях психотерапии и в социальной работе с различными категориями населения.
Одной из важнейших задач А.-т. является восстановление нарушенных связей между чувствами и разумом, развитие целостной личности, обнаружение личностных смыслов через творчество. Можно назвать и такие задачи, как помощь человеку в “самораскрытии и самореализации”, стимулирование “личностного роста”.
А.-т. — естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик.
Для методов А.-т. характерно то, что в центре внимания находится не столько произведение искусства (продукт творчества), сколько конкретная и уникальная личность автора с ее потребностями, мотивами, ценностями и стереотипами. При этом рассматриваются процессы взаимодействия личности с произведением искусства (с творческой продукцией) во всем их качественном многообразии. Здесь нет никаких норм, есть лишь некоторые параметры для относительного сравнения, например, по глубине воздействия.
Искусство оказывает свое воздействие не механически, благодаря своим особым свойствам, но существенна и встречная активность личности, поэтому в А.-т. предпочтительно создание своей творческой продукции, а не использование готовых произведений искусства. Активное использование искусства как терапевтического фактора и тренинга эмоциональной сферы дает мощный толчок для творчества человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.
Арт-терапевтические занятия помогают человеку выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества. Работа выстраивается таким образом, что личность и характер человека не обсуждаются, его не сравнивают с другими, в общении не применяются негативные оценочные суждения.
В процессе творчества человек может делать то, что позволяет расслабиться. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, психические травмы, воспоминания детства, сновидения). При их словесном описании у человека могут возникать затруднения. Поэтому невербальные средства становятся основными для выражения и прояснения сильных переживаний.
Процесс рисования выполняет профилактическую и терапевтическую функции, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитии человека, и в этом процессе “ведущий” он сам.
При рисовании у человека происходит развитие сложных движений кистей рук (в частности, вращательных) и тактильной чувствительности (осязания), производственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера. Рисование стимулирует развитие левого, образного, полушария головного мозга человека (следовательно, и образного мышления).
В процессе арт-терапевтической работы развиваются коммуникативные навыки человека, способность к сотрудничеству. А.-т. — один из способов безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
А.-т. дополнительно способствует формированию положительной самооценки человека в процессе решения проблем и его позитивного отношения к окружающему миру, развивает сенсорные способности, влияет на эстетическое развитие.
Цель метода и его применения не научить человека рисовать, а помочь посредством А.-т. справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Человек вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.
Преимущества А.-т. перед другими формами работы: в работе может участвовать каждый, так как она не требует наличия художественных навыков; изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей; она является средством свободного самовыражения; вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию; основана на мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Особенности арт-терапевтического подхода:
1. Безоценочное восприятие всех работ: ведь в А.-т. нет “правильного” или “неправильного”, и это нужно четко объяснить. Человеку нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.
2. Работу лучше строить таким образом, чтобы отправной точкой был опыт человека.
3. Все работы нужно рассматривать с равным уважением вне зависимости от профессионализма.
4. Сохранение тайны необходимо, поскольку произведения, возможно, задействуют личный уровень. Тайны нужно охранять.
5. Важен рассказ о своей работе. Условия для рассказа и обсуждения работы не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу человека, нельзя заставлять человека раскрывать больше, чем он того желает.
6. При работе с группой желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все хорошо себя чувствовали.
Метод А.-т. применим в социальной работе как с детьми, так и со взрослыми. Это здоровьесберегающая инновационная технология, которая может проявляться через систему мет о дов спонтанного творчества наравне с другими технологиями психологической и социальной работы.
Применение арт-терапевтических приемов в работе позволяет решать следующие задачи: устанавливать тесный психологический контакт всех членов процесса; повышать самооценку объекта воздействия; воспитывать чувство коллективизма; активизировать самостоятельную работу, преодолевать зажатость и стеснительность; применять индивидуальный подход к каждому; создавать комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого; стимулировать творческий подход, рассмотрение вопроса с разных точек зрения; формировать умение слушать и принимать чужую точку зрения, умение высказывать свою точку зрения; развивать речь и коммуникативные навыки; развивать умение четко и емко излагать свои мысли; уменьшать чувство тревожности, повышать уровень внимания, снимать излишнюю агрессивность.
Л.И. Кононова
Лит.: Аметова Л.А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт. М.: МГОПУ, 2003; Берн Э. Люди, которые играют в игры: психология человеческих взаимоотношений. Игры, в которые играют люди: психология человеческой судьбы: Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 2004; Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Изд-во Соврем. гуманитар. ун-та, 2001; Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: Златоуст, 1998; Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб.: Речь, 2008.
388.85 кб