АСКЕТИЗМ МИРСКОЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АСКЕТИЗМ МИРСКОЙ
англ. asceticism, secular/inner-wordly; нем. Askese, sakulare/weltliche. Аскетизм, свойственный протестантской этике, который предполагает не уход от мира, а рациональное и дисциплинированное исполнение мирских обязанностей, сопровождающееся простотой и самоограничением как служение и священный долг. Согласно М. Веберу, А. м. сыграл выдающуюся роль в формировании духа капитализма, определившего соц.-экон. характеристики периода раннего капиталистического накопления.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

АСКЕТИЗМ МИРСКОЙ
идеал поведения христианина в повседневной жизни. Основан на общехристианском противопоставлении земного и божественного. Понятие А. м. используется в социологии религии для обозначения типа поведения верующих вне религиозного культа. Отвлекаясь от теологических объяснений А. м., можно выделить две его основные модели в христианстве. Первая -в православии и католицизме - представляет повседневную жизнь как препятствие к спасению, поскольку вся она греховна и полна несовершенства. Отсюда следует предписание человеку удалиться от естественных желаний, жизненных благ и удовольствий. В своем устремлении к спасению как вечному блаженному бытию в Боге христианин под церковным руководством должен постоянно практиковать аскезу. Это заключается в выработке личных качеств, способствующих подавлению греховных и развитию богоугодных черт поведения. Крайним вариантом будет обуздание плоти в изнуряющих церковных послушаниях, постах и т. п. процедурах. Жизнь в миру, со всеми ее семейно-бытовыми, трудовыми, социально-политическими обстоятельствами, не отвергается. Но она имеет смысл лишь как период подготовки к эсхатологическому финалу. В ходе этой жизни человек пытается заслужить добрыми делами оправдание и спасение. Современные католическая и православная церкви не столь строги в своих взглядах на А. м., как это было на протяжении большей части их истории.
Земное благополучие человека ныне ими признается, хотя и рассматривается как вторичное перед духовным состоянием. Но на вероучительном уровне принципиальные установки этой модели остаются в силе. Второй моделью можно считать протестантский вариант А. м. Он также предполагает ощущение христианином внутренней отчужденности от мира. Но Бог дал людям именно эту, земную жизнь. Поэтому вера в предустановленность спасения и надежда оказаться среди тех, кому уготован благой исход, побуждает протестантов искать признаки своей принадлежности к избранным в сферах мирской деятельности. Ключевым понятием здесь является так называемое «призвание» - представление о поставленной Богом перед человеком жизненной задаче. В этом плане мирские обязанности обретают статус богоустановленных. В обоснование обычно приводится ссылка на совет апостола Павла каждому верующему оставаться «в том звании, в котором призван» (1 Кор. 7:20). Принадлежность к тем, кому уготовано спасение, ставится в непосредственную зависимость от успешного выполнения человеческих обязанностей. С этой целью следует неустанно искать поприще, где способности человека реализовались бы с предельной продуктивностью. Неудачи в таком случае будут объясняться невниманием к божественному призыву. Протестантские мыслители (родоначальник идеологии пиетизма Филипп Якоб Шпёнер, основатель методистского движения Джон Уэсли и др.) неоднократно отмечали, что последовательность «вера - усердие - богатство» может обернуться преобладанием любви к мирскому и утратой подлинного смысла аскетизма. Богу угоден не конечный результат, считали они. а сама деятельность как прославление Творца в сотворенном мире. Верующего можно уподобить управляющему в Божьем имении: чем лучше он трудится, тем богаче имение, но тем выше и ответственность перед Богом. Кроме того, ни приобрести избранность за какую бы то ни было цену, ни даже точно удостовериться в принадлежности к ней человек сам не может. Доступно лишь ощущение своей угодности Богу. Достичь такой уверенности и должен христианин, совершая свои мирские дела с полной отдачей. Теоретико-социологическое объяснение А. м. на материале протестантизма содержится в ряде трудов Вебера и Трёльча. Среди русских мыслителей одним из первых социологическую интерпретацию этого явления дал Булгаков.

Источник: Социология религии. Словарь.