Ассимиляция этническая
ассимиляция этническая
ethnic assimilation. - Одна из четырех (наряду с геноцидом, интеграцией, сегрегацией) максимально общих категорий, отражающих последствия межкультурного контакта; уничтожение противостоящей группы, постепенное добровольное или принудительное принятие языка, обычаев, верований, норм доминантной группы вплоть до полного растворения в ней. См. аккультурация.
Этническая ассимиляция
(от греч. ethnos – племя, народ и лат. assimilatio – уподобление, приспособление, слияние, усвоение). Етнічна асиміляція. Ethnic assimilation. Форма межэтнического объединения. Процесс, в котором группа одного этноса, живя в составе другого, с течением времени принимает его культуру и язык и утрачивает свое прежнее национальное (этническое) самосознание, но при этом некоторые ее культурные черты сохраняются и становятся общими для них. (Например, лужицкие сербы в Германии, некоторые угро-финские племена в славянской среде и
т. д.). Различают естественную и насильственную ассимиляцию. Первая осуществляется под значительным культурным и экономическим влиянием одного этноса на другой в процессе их непосредственного контакта. Вторая – в случае культурного, правового, экономического, политического и т. д. их неравенства.
т. д.). Различают естественную и насильственную ассимиляцию. Первая осуществляется под значительным культурным и экономическим влиянием одного этноса на другой в процессе их непосредственного контакта. Вторая – в случае культурного, правового, экономического, политического и т. д. их неравенства.
Ассимиляция этническая
(от лат. assimilatio – уподобление, подражание, сходство): 1) вид процессов этнического объединения. Это процесс растворения самостоятельного ранее этноса, каких-либо его частей или отдельных представителей в среде другого, обычно более крупного этноса. В результате ассимилируемый этнос, его части или отдельные представители полностью или почти полностью утрачивают все свои исконные этнические свойства, включая самосознание этническое, и столь же полно усваивают новые. Предшествует А.э. аккультурация.
2) вид процессов этнического объединения, при котором этнос или его часть, попав под влияние другого этноса и пройдя стадию маргинальности, сливается с ним и утрачивает своё самосознание этническое. А.э. предшествует аккультурация, которая обычно начинается со стадии культурной и языковой адаптации.
В ходе ассимиляции некоторые элементы культуры могут восприниматься и усваиваться сознательно, например, язык и одежда, другие – неосознанно, например, жестикуляция и манеры. Конечной стадией А.э. обычно считается перемена этнического самосознания у ассимилируемого этноса. Таким образом для ассимилирующего этноса – это процесс этнической эволюции, так как его этническое самосознание сохраняется, а для ассимилируемого этноса, его частей или отдельных представителей – это процесс этнической трансформации.
А.э. – одна из наиболее распространённых форм межэтнических взаимодействий в результате контактов этнических и государственной политики в отношении меньшинств этнических. Непосредственный ход и скорость А.э. зависят от сочетания большого числа факторов, влияющих на неё; основными из них являются – численность ассимилируемой группы, характер её расселения, время пребывания в ассимилирующей среде, род занятий и хозяйственные связи с основным населением территорий и др.
Особую роль играет языковая и этнокультурная близость участвующих в ассимиляции сторон. Так в бывшей Югославии крупные славяноязычные этносы постепенно растворяли в своей среде близких им по культуре романоязычных истрорумын и аромун.
В зависимости от конкретных исторических условий А.э. может быть естественной, насильственной и вынужденной.
В зависимости от степени близости взаимодействующих этносов или их частей выделяют собственно ассимиляцию и конверсацию этническую.
2) вид процессов этнического объединения, при котором этнос или его часть, попав под влияние другого этноса и пройдя стадию маргинальности, сливается с ним и утрачивает своё самосознание этническое. А.э. предшествует аккультурация, которая обычно начинается со стадии культурной и языковой адаптации.
В ходе ассимиляции некоторые элементы культуры могут восприниматься и усваиваться сознательно, например, язык и одежда, другие – неосознанно, например, жестикуляция и манеры. Конечной стадией А.э. обычно считается перемена этнического самосознания у ассимилируемого этноса. Таким образом для ассимилирующего этноса – это процесс этнической эволюции, так как его этническое самосознание сохраняется, а для ассимилируемого этноса, его частей или отдельных представителей – это процесс этнической трансформации.
А.э. – одна из наиболее распространённых форм межэтнических взаимодействий в результате контактов этнических и государственной политики в отношении меньшинств этнических. Непосредственный ход и скорость А.э. зависят от сочетания большого числа факторов, влияющих на неё; основными из них являются – численность ассимилируемой группы, характер её расселения, время пребывания в ассимилирующей среде, род занятий и хозяйственные связи с основным населением территорий и др.
Особую роль играет языковая и этнокультурная близость участвующих в ассимиляции сторон. Так в бывшей Югославии крупные славяноязычные этносы постепенно растворяли в своей среде близких им по культуре романоязычных истрорумын и аромун.
В зависимости от конкретных исторических условий А.э. может быть естественной, насильственной и вынужденной.
В зависимости от степени близости взаимодействующих этносов или их частей выделяют собственно ассимиляцию и конверсацию этническую.
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия
АССИМИЛЯЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ
(лат. assimilatio - уподобление) — процесс, в ходе которого этносы или отделившиеся от них небольшие группы, оказавшись в иноэтнической среде, воспринимают язык и культуру другого этноса, постепенно с ним сливаются и причисляют себя к данному этносу. При А. э. происходит полная или почти полная утрата ассимилирующейся группой исконных этнических свойств и столь же полное усвоение новых. Перемена этнического самосознания обычно считается конечной стадией этого процесса. Процессы А. з. охватывают больше всего малочисленные народы, давно живущие в иноэтническом окружении, или народы, «размываемые» вследствие расчленения их этнической территории и вынужденные стать на путь миграций, или же отдельные территориальные группы наций, уже давно оторванные от основного этнического массива. У крупных наций со сложившимся национальным обликом культуры vi языка, как правило, сила ассимиляционного воздействия на попавшие в орбиту их влияния иноэтнические элементы бывает больше.
Однако активность и интенсивность А. з. зависят и от многих других факторов: характера расселения, экономических связей, исторических, этнографических и идеологических (напр., религия) предпосылок. Различаются естественная и насильственная ассимиляции. А. э., протекающая естественным путем, носит добровольный характер, исключает принуждение. Естественная ассимиляция возникает при непосредственном контакте этнически разнородных групп населения и обусловлена потребностями общей социальной, хозяйственной и культурной жизни, распространением этнически смешанных браков и т. п. Такая А. э. имеет в целом прогрессивный характер. В России подобными процессами охвачены прежде всего этносы, частично живущие за пределами своих, национально-государственных образований, территориально смешанные с другими, более крупными народами (часть мордвы, татар, карелов и др.), а также этнические группы, для которых характерно дисперсное расселение (поляки, евреи и т. д.) Основной канал ассимиляционных процессов в России — межэтнические браки, хотя в ограниченных масштабах имеет место и внесемейная ассимиляция. А. э. насильственная имеет место в странах, где национальности неравноправны, и сопровождается открытым или латентным принуждением по отношению к ассимилируемому этносу, что приводит к утрате своего национального языка, национальной культуры, традиций и т. п. Обычно насильственная ассимиляция представляет собой систему мероприятий правительства или местных властей в области школьного образования и других сферах общественной жизни, направленных на искусственное ускорение процесса ассимиляции путем подавления или стеснения языка и культуры национальных меньшинств, давления на их самосознание и т. д. Навязывание национальным меньшинствам языка, культуры, обычаев и традиций другой господствующей или численно большей нации является следствием имперской великодержавной политики. В ряде стран Запада (США, Канады, ФРГ) А. э. имеет в значительной мере вынужденный характер, т. к. быстрая ассимиляция — непременное условие успешной адаптации переселенца.
Однако активность и интенсивность А. з. зависят и от многих других факторов: характера расселения, экономических связей, исторических, этнографических и идеологических (напр., религия) предпосылок. Различаются естественная и насильственная ассимиляции. А. э., протекающая естественным путем, носит добровольный характер, исключает принуждение. Естественная ассимиляция возникает при непосредственном контакте этнически разнородных групп населения и обусловлена потребностями общей социальной, хозяйственной и культурной жизни, распространением этнически смешанных браков и т. п. Такая А. э. имеет в целом прогрессивный характер. В России подобными процессами охвачены прежде всего этносы, частично живущие за пределами своих, национально-государственных образований, территориально смешанные с другими, более крупными народами (часть мордвы, татар, карелов и др.), а также этнические группы, для которых характерно дисперсное расселение (поляки, евреи и т. д.) Основной канал ассимиляционных процессов в России — межэтнические браки, хотя в ограниченных масштабах имеет место и внесемейная ассимиляция. А. э. насильственная имеет место в странах, где национальности неравноправны, и сопровождается открытым или латентным принуждением по отношению к ассимилируемому этносу, что приводит к утрате своего национального языка, национальной культуры, традиций и т. п. Обычно насильственная ассимиляция представляет собой систему мероприятий правительства или местных властей в области школьного образования и других сферах общественной жизни, направленных на искусственное ускорение процесса ассимиляции путем подавления или стеснения языка и культуры национальных меньшинств, давления на их самосознание и т. д. Навязывание национальным меньшинствам языка, культуры, обычаев и традиций другой господствующей или численно большей нации является следствием имперской великодержавной политики. В ряде стран Запада (США, Канады, ФРГ) А. э. имеет в значительной мере вынужденный характер, т. к. быстрая ассимиляция — непременное условие успешной адаптации переселенца.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.