АВТОНОМИЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АВТОНОМИЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ
(англ. - national autonomy, нем. - National avtonomy) - средство и результат решения национального вопроса (см.) в многонациональной стране, заключающиеся в предоставлении тому или иному этносу (национальности) на его коренной территории или в местах его компактного расселения возможности самоуправления и поддержания своего этнического (языково-культурного) бытия (см.также Политика национальная). Существуют две основных формы Н.А. - территориальная и культурная. Идея национально-территориальной автономии, тесно связанная с правом наций (народов) на самоопределение (см.) вошла в марксистско-ленинскую теорию национального вопроса и составила основу проводимой после Октябрьской революции 1917 г. национальной политики в России-СССР. В ходе так наз. Национально-государственного строительства (см.) возникли союзные и автономные республики, автономные области и национальные (автономные) округа, внутри которых были созданы наиболее благоприятные условия для социально-экономического и языково-культурного развития соответствующих “титульных” национальностей. Однако вследствие территориального смешения национальностей совместить административные границы с этническими в большинстве случаев оказалось невозможным; почти всюду в национальных республиках и областях оказались значительные иноэтнические группы, проблемы развития которых так и не были решены. Оказалось также, что такая форма Н.А. способствует оживлению национализма и национал-сепаратизма, приведших в конце 1991 г. к развалу Советского Союза; во многом аналогичные процессы шли в Югославии и Чехословакии.
Принципы национально-культурной автономии, теоретически обоснованные в конце XIX-начале XX вв. австро-марксистами, сводится к образованию в национально-смешанных районах этнических общин (или - “землячеств”), этно-культурных центров со школами на родном языке и т.п., что во многом подобно существованию конфессиональных общин. Использование такой формы А.Н. может устранить некоторые недостатки территориальной А.Н.
ЛИТ.: см. к статье “Политика национальная”.
В.И.Козлов

Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов

Автономия национальная
(греч. autonomia — самоуправление, независимость) — государственно-правовая форма самоопределения народов и принцип организации их хозяйственной, политической и культурной жизни в составе многонациональных и этнически разнородных государственных образованиях. Является одним из глобальных способов решения национального вопроса, обеспечивает возможность народам осуществлять управление социально-экономическими и культурными процесса ми в национально-территориальных границах их проживания. Объем полномочий и регламент отношений субъекта а.н. с другими автономия ми многонационального сообщества определяется соглашениями между ними и федеральными властями и закрепляется в конституции федерального государства. Как форма реализации суверенитета этно-национальных общностей а.н. обладает всеми правами по управлению делами автономного образования за исключением полномочий, добровольно де легированных федеральной власти. Выборные органы автономии представляют специфические интересы ее населения и несут ответственность за результаты своей деятельности перед народами автономных образований и федеральным государством. Формирование а.н. происходит различными путями, чаще всего являясь историческим процессом самоопределения территорий со сложившимся национально-этническим составом населения. Таким путем формировались автономии в Швейцарии, Испании, Канаде, Китае, странах бывшей Британской империи и др. Основанием для выделения а.н. в многонациональных государствах являются: численность образующих их этносов, возможности представительства на государственно-политическом уровне, масштабы и характер участия национальностей в делах содружества в рамках федеративного государства. Они могут иметь различные обозначения, отличаться спецификой культуры, духовной жизни, психологическими особенностями, языком. Вместе с тем, в едином государстве их объединяет общность политических и социально-экономических интересов, исторически сложившиеся многообразные связи, закрепленные в государственных и политических институтах и конституциях.
Так, например, в Индии, в которой проживают несколько сот различных наций, народностей и племенных групп, а.н. организованы в форме 25 штатов и 6 союзных территорий; в Канаде существуют 2 территории и 10 провинций, представляющих интересы англоканадцев, франкоканадцев, индейцев, эскимосов и других народов; в Испании — 17 автономных об ластей, имеющих собственное правительство и парламент — Каталония, Галисия, Страна Басков, Валенсия, Наварра и др.; в Швейцарии — 26 кантонов, имеющих свою конституцию, парламент, правительство и т. д. Большой опыт в создании а.н. имеет многонациональная Россия. В 1917 г. в стране насчитывалось свыше 200 национальностей и только 7 из них к тому периоду успели сформироваться в нации, а остальные народы находились на различных уровнях докапиталистического развития. В этих условиях были использованы многообразные формы автономных образований, соотносящиеся с уровнями и специфическими условиями проживания народов в различных регионах: автономные республики, автономные области, национальные округа.
Гибкий и реалистичный подход к формированию государственности в такой огромной по территории и самой многонациональной стране в мире как Россия позволил в сравнительно короткие исторические сроки на основе сочетания интересов каждого народа и всего федеративного содружества в целом обеспечить высокие темпы развития страны. Являясь составной частью российской национально-государственной системы, а.н. вместе со страной поднимались на более высокие уровни своего развития в зависимости от достигнутых социально-экономических и культурных рубежей. В этом процессе на основе всестороннего и тесного сотрудничества народов в стране впервые сформировалась новая интернациональная историческая общность людей — советский народ, составной частью которого являлся многонациональный народ России. Национальные проблемы приобрели особую остроту на современном этапе развития российского общества в условиях его реформирования, определяемого сменой социально-экономической системы и пере ходом к рыночной экономике. По данным переписи населения 2002 г., в стране зафиксированы представители 182 национальностей. При отсутствии научной программы в области национальных отношений многие вопросы в стране решались путем проб и ошибок (абсолютизация роли национальных суверенитетов, провозглашение асимметричной федерации народов, перекосы в разграничении полномочий между федеральными органами власти и субъектами федерации, ликвидация записи в пас портах о национальной принадлежности граждан и др.), что обостряло возникший в результате развала СССР кризис национальных отношений в стране. По Конституции РФ, принятой в 1993 г., в России зафиксированы 89 субъектов федерации, из которых 21 национальная республика (Карелия, Татарстан, Якутия, Кабардино-Балкария и др.); 6 краев (Ал тайский, Красноярский, Ставропольский и др.); 1 автономная область (Еврейская); 10 автономных округов (Бурятский, Коми-Пермяцкий, Таймырский, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и др.). Однако сама жизнь доказала несостоятельность суверенитета, созданного лишь на этнополитической основе без учета реальных социально-экономических условий развития а.н.
В настоящее время численность субъектов федераций начинает сокращаться, меняются формы их структурной организации в рамках федерального российского государства. Так, в 2005 г. на основе объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого АО образовался Пермский край. Ведутся переговоры об объединении Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского АО. В перспективе намечается объединение Камчатской области и Корякского АО, Иркутской области и Усть-Ордынского АО и ряда других субъектов федерации. Автономные округа добровольно передают часть своих суверенных прав экономически развитым субъектам федерации, получая таким образом возможность нормального социально-экономического и духовного развития. Это свидетельствует, что те процессы, которые реализуются в сфере национальных отношений Российской Федерации, объективно требуют новых современных теоретических и методологических решений в развитии а.н. Наряду с развитием н.а. существуют также такие их виды как: государственная (г.а.), передающая часть своих прав общефедеральным органам власти, но закрепляющая за собой право на создание суверенного государства; административно-территориальная (а. а.т.) — областные, районные, поселковые органы местного самоуправления; культурно национальная (а. к.н.), реализующая интересы малочисленных народов, живущих среди больших по численности наций, их права на создание культурных центров, землячеств и общин, образовательных учреждений, издательство литературы на родном языке. По сравнению с данными видами автономий н.а. располагает более широкими полномочиями, позволяя наиболее полно реализовать принцип самоуправления народов в раз личных сферах общественной жизни. Др филос. наук М. Н. Росенко.

Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.