самоуправляющиеся территориальные единицы, обладающие самостоятельностью в рамках конституции и закона. Решения органов публичной власти или населения этих единиц, принятые в пределах установленных конституцией или законом автономных прав, не могут быть отменены органами государства или органами публичной власти более крупной единицы, в которую входит данная А. т. Объем прав А. т. может быть различным В этой связи обычно выделяют две ее формы: государственную (законодательную) и местную (административную). Государственная форма А. т. характеризуется тем, что носитель ее имеет внешние признаки государства — парламент, правительство, иногда конституцию, гражданство и т. п., причем в общегосударственной конституции обычно определяется сфера законодательной компетенции автономного парламента. Местная форма автономии таких признаков не имеет, а круг автономных прав территориальных единиц определяется, как правило, обычным законом. Конституции и законы в большинстве случаев предусматривают, что автономные единицы вырабатывают (иногда также сами принимают) основополагающие нормативные акты, определяющие их внутреннее устройство (конституции, уставы, положения, хартии самоуправления и т. п.).
Примером А. т. являются Фарерские острова и крупнейший в мире остров Гренландия, принадлежащие Дании и пользующиеся автономией. А. т. пользуются островные и приграничные области Италии, Аджария в Грузии, Республика Крым в Украине и др.
269.20 кб
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ И ПРАВА НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ: КУРДСКИЙ ВОПРОС
В статье автор анализирует курдский вопрос и права национальных меньшинств. Целью статьи является анализ правовых проблем национальных меньшинств и влияние религиозного аспекта на их решение.