автор
автор
1) создатель чего-либо, обладающий статусом средоточия смысла или главной фигуры интерпретации текста; 2) по М. Фуко – «принцип группировки дискурсов, как единство и источник их значений, как центр их связности»; А. может быть двух типов: первый – основатель (fondateur) определенной дискурсивной традиции; второй – учредитель (istraurateur), актор, способствующий своим творчеством возникновению текстов других А. Однако текучая современность не предполагает четкого выделения ни причины, ни конкретных социальных акторов новых состояний, на основании чего обосновывается концепция смерти. Литература: Фуко М. Археология знания. СПб, 2004; Автор // Постмодернизм. Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Автор
(лат. auctor – творец) Создатель произведения литературы, публицистики, искусства, научного труда, изобретения. В ряде случаев термин используется для указания на создателя опубликованных работ, в большей степени имеющего отношение к литературной деятельности и так называемой «высокой культуре», чем к популярной, массовой культуре. Р. Барт предложил тезис о «смерти автора» в связи с неизбежностью рассматривать произведения отдельно от его создателя (творца). В юридической практике данным термином обозначается создатель охраняемой авторским правом работы; в современной российской практике в соответствии с действующим законодательством автором произведения в области науки, литературы или искусства является гражданин, творческим трудом которого создано данное произведение. В медиакоммуникационном пространстве первых десятилетий XXI века активно развивается роботизированная журналистика, направление деятельности, связанное с функционированием искусственного интеллекта и автоматизированным производством журналистского контента (автоматизированным авторством). Современная творческая и/или научная деятельность предоставляет множественные возможности сотрудничества нескольких субъектов. В подобных обстоятельствах речь может идти о феномене коллективного автора, предполагающем наличие коллаборации, совместной деятельности по созданию конкретного продукта, связанном с децентрализованным авторством, характеризующим новые обстоятельства формирования знания. Под коллективным автором в ряде случаев понимают организацию (любого социального субъекта), от имени которой может быть опубликована конкретная работа. С юридической точки зрения коллективное авторское право возникает в том случае, когда в процессе создания произведения участвует более одного автора. При этом законодательство гарантирует равные права соавторов, если отсутствуют иные дополнительные договоренности. Меру участия каждого из представителей творческого коллектива в создании общего произведения обычно определяет письменное соглашение участников коллаборации.
Литература Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер. с фр. – М.: Прогресс; Универс, 1994. – С. 384–391. Вартанова Е. Л. Цифровое общество: новые приоритеты СМИ и активные аудитории // Медийно‑информационная грамотность в России: дорога в будущее: сб. мат. Всерос. науч. – практ. конф. «Медиа‑ и информационная грамотность в информационном обществе». – М.: МЦБС, 2015. – С. 35–47. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) от 18.12.2006 № 230‑ФЗ. Замков А. В., Крашенинникова М. А., Лукина М. М., Цынарёва Н. А. Роботизированная журналистика: от научного дискурса к журналистскому образованию // Медиаскоп. ‑2017. – Вып. 2. От теории журналистики к теории медиа. Динамика медиаисследований в современной России / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 2019. Панкеев И. А. Авторское право для журналистов: учеб. пособие. – 4‑е изд., перераб. – М.: ИКАР, 2014. Galison P. (2018) The Collective Author. Voprosy Filosofii 5.
Литература Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер. с фр. – М.: Прогресс; Универс, 1994. – С. 384–391. Вартанова Е. Л. Цифровое общество: новые приоритеты СМИ и активные аудитории // Медийно‑информационная грамотность в России: дорога в будущее: сб. мат. Всерос. науч. – практ. конф. «Медиа‑ и информационная грамотность в информационном обществе». – М.: МЦБС, 2015. – С. 35–47. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) от 18.12.2006 № 230‑ФЗ. Замков А. В., Крашенинникова М. А., Лукина М. М., Цынарёва Н. А. Роботизированная журналистика: от научного дискурса к журналистскому образованию // Медиаскоп. ‑2017. – Вып. 2. От теории журналистики к теории медиа. Динамика медиаисследований в современной России / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 2019. Панкеев И. А. Авторское право для журналистов: учеб. пособие. – 4‑е изд., перераб. – М.: ИКАР, 2014. Galison P. (2018) The Collective Author. Voprosy Filosofii 5.