БАЙНБРИДЖ Уильям Симс

Найдено 1 определение
БАЙНБРИДЖ Уильям Симс
(р. 1940) - американский социолог, исследователь религии, профессор университета Мэйсона (штат Вирджиния). Б. получил гуманитарное образование в Йельском и Бостонском университетах, защитил докторскую диссертацию по социологии в Гарвардском университете. Наибольшую известность Б. принесли его исследования новых религиозных движений (НРД) и культов (см. Культ нетрадиционный). В течение нескольких лет он занимался включенным наблюдением за деятельностью религиозной общины «Церковь процесса» (ответвления Саентологической церкви), результаты которого опубликовал в книге «Власть Сатаны» (1978). Общей характеристике НРД посвящена книга Б. «Социология религиозных движений» (1997). В 2002 г. выходит еще одно большое его исследование нетрадиционной религиозности - «Семья конца времен», о получившем широкое распространение НРД «Международная семья - Дети Бога». Ему также принадлежит ряд работ из социологии и социальной психологии по вопросам космонавтики, компьютерных игр, музыкального творчества («Революция космических полетов», 1976; «Эксперименты в психологии», 1986 и др.). В 1970-80-е годы Б. вместе с Старком занимался разработкой теории религиозного «обращения» в современном обществе. Этому были посвящены их многочисленные публикации в научной периодике, завершением которых стал написанный в соавторстве труд «Будущее религии: Секуляризация, религиозное пробуждение и формирование культов» (1985). Исследователи определили сходство и различие между религиозной сектой и нетрадиционным культом. Общим для обоих явлений оказывается их состояние на начальной стадии существования - напряженность и конфликтность взаимоотношений с обществом и традиционной религией. Дальнейшая судьба также может быть сходной - чаще всего их ожидает распад, но при способности адаптироваться к социуму и параллельном угасании первичной страстности не исключены перерастание в деноминацию и последующая интеграция в состав приемлемых для общества религий. Но если секты стремятся «вернуться к истокам» традиции, то нетрадиционные культы вырастают из новаций, отвергающих прежние способы религиозной жизни. Б. и Старк рассмотрели четыре «базовых» модели образования нетрадиционных религиозных культов: 1) «психопатологическая» (возникает как следствие стрессового состояния основателя, для которого его личный религиозный опыт оказывается терапевтическим средством и в этом качестве предлагается как духовная панацея последователям учения)-, 2) «предпринимательская « (возникает, когда основатель из освоенных им некогда разных религиозных учений вырабатывает некий новый продукт и продвигает его подобно товару на рынке духовных услуг); 3) «социальная» (возникает из объединения группы индивидов на основе общих духовных исканий, переживаний и эмоциональных реакций); 4) модель «нормализованного» Откровения (возникает, когда лидер-основатель уверен сам и убеждает последователей в сверхъестественном происхождении обычных явлений окружающего мира и в своей роли посредника с творящим этот мир источником Откровения). В другом их совместном труде - «Теория религии» (1987) - были сформулированы выводы, получившие известность под общим названием «теория Старка-Байнбриджа», которые вызвали разностороннее обсуждение в среде специалистов по социологии и психологии религии (см. Теория рационального выбора в социологии религии). Позднее оба ученых уточнили некоторые свои положения в совместной работе 1996 г. «Религия, отклоняющееся поведение и социальный контроль».

Источник: Социология религии. Словарь.