БАЛАНС ТРАНСПОРТНЫЙ

Найдено 1 определение
БАЛАНС ТРАНСПОРТНЫЙ
система показателей за отчетный или прогнозируемый (планируемый) период для экономического субъекта (орг-ции, пр- тия, вида экономической деятельности, региона, страны) по отдельным видам материальных ресурсов, составляемая с целью выявления и рационализации грузопотоков. Б.т. составляется на основе материальных балансов произ-ва и распределения продукции в экономическом субъекте и является составной частью транспортно- экономического баланса (ТЭБ) (см. табл. 1). ТЭБ- система показателей, обеспечивающих сбалансированность объе- мов произ-ва определенных видов ресурсов с размерами их потребления по рассматриваемым терр. единицам. Основой для составления ТЭБ являются терр. материальные балансы, которые разрабатывают гос. плановые органы отраслей, администраций субъектов Федерации и Минэкономразвития РФ по осн. видам продукции (нефти и нефтепродуктам, каменному углю, руде, черным металлам, лесной и хлебной продукции, некоторым строительным материалам, цементу, минеральным удобрениям и другим товарам). Исходная информация для разработки материальных балансов- складывающиеся спрос и предложение определенных видов продукции, производственные программы по отраслям и действующие нормы потребления сырья, топлива и материалов на единицу выпускаемой продукции или установленной нормы потребления товаров на 1 чел. Т.о., ресурсы региона складываются из переходящих остатков и запасов продукции, возможного импорта и намечаемых объемов произ-ва (добычи) в этом периоде. Спрос или потребности региона в рассматриваемой продукции складывается из собственных нужд пр-тий и орг-ций, рыночного спроса, переходящих остатков и возможностей экспорта продукции. Если потребности региона в данной продукции превышают имеющиеся ресурсы, то необходим ввоз ее из других регионов. Если же ресурсы региона больше, чем спрос на данную продукцию, то р-он является избыточным и возникает необходимость вывоза излишков, в т.ч. и на экспорт. Б.т.- важный источник определения размеров отправления, прибытия, ввоза и вывоза грузов по конкретным р-нам (республи- кам, краям, обл. и т.п.). Ha основе Б.т. отдельных экономических р-нов пункты потребления прикрепляют к пунктам произ-ва. При этом необходимо выполнить два условия: во-первых, суммарная потребность пунктов потребления должна быть равна ресурсам продукции в пунктах произ-ва; во-вторых, должен быть обеспечен минимум народнохозяйственных издержек на транспортировку грузов. Для оптимизации планирования грузовых перевозок целесообразна конкретизация отправителей и получателей грузов в Б.т. Распределение перевозок по видам транспорта и выбор пунктов перевалки производятся на основе результатов технико-экономических изысканий с учетом возможностей и преимуществ каждого вида транспорта и пунктов. При этом в качестве критерия принимаются транспортные издержки на всем пути следования груза. Сложность и многовариантность задачи определяет рациональность использования для ее решения экономико-математических методов и ЭВМ. После решения распределительной задачи составляют детальные корреспонденции грузопотоков с указанием рода перевозимого груза и пунктов отправления и назначения. Напр., на морском транспорте для этой цели применяют так называемые «косые» табл., в которых указывают объемы отправления и прибытия грузов по конкретным портам. Табл. составляют по отдельным бассейнам в разрезе укрупненной плановой номенклатуры грузов. Это позволяет не только устанавливать осн. направления межобластного обмена, но и выявлять узкие места в транспортной системе, обосновать необходимость развития пропускной и провозной способности конкретных транспортных направлений. В связи с этим разрабатываемые Б.т. используются не только для прогнозирования спроса на перевозки грузов, при текущем планирования межрайонных перевозок, но и для стратегического планирования развития транспорта, обоснования инвестиционных программ на транспорте. Методология определения потребности в транспортных услугах в зависимости от спроса на них со стороны грузовладельцев, пассажиров, заложенная в Б.т., является инструментом для гос. планирования, развития транспортной инфраструктуры, совершенствования технологий перевозки, создание транспортных средств нового поколения. Наличие объективной информации о характере изменений национальной грузовой базы, выявление тенденций развития экспортно-импортных и транзитных грузопотоков, в первую очередь в евроазиатской корреспонденции, соотнесенной с объективной оценкой состояния существующей транспортной инфраструктуры, позволит определить перечень объектов, куда необходимо направлять в общем-то ограниченные финансовые ресурсы государства. Проявление научно-обоснованного перечня таких приоритетных объектов может быть сигналом бизнесу, куда направлять инвестиции, в т.ч. в рамках государственно- частного партнерства. Снижение степени централизации плановой работы привело к тому, что гл. роль в планировании стали играть не транспортные министерства, а непосредственные перевозчики- ж.д., судоходные компании, авиакомпании, порты, автотранспортные пр-тия. Перемещение осн. плановой работы из центра на места в меньшей степени коснулось ж.-д. транспорта, что объясняется его производственно- технологическими особенностями. Ж.-д. перевозки по терр. РФ в редких случаях выполняются какой-то одной дорогой. В процессе перевозок часто участвуют несколько дорог, причем нетолько рос. Многим пр-тиям транспорта, внешнеторговым объединениям, фирмам и орг-циям предоставлено право свободного выхода на транспортный рынок. На терр. страны и за рубежом появились многочисленные транспортно-экспеди- ционные и другие фирмы, принявшие на себя часть функций, связанных с планированием перевозок, включая транзитные. Часть транспортных операций, носящих посреднический характер, осуществляется специализированными объединениями Министерства экономического развития и торговли РФ и транспортных ведомств, которые выполняют не только контрольные, но и плановые функции. Изменилась не только организация планирования, но и его содержание. Спрос на рынке транспортных услуг используется как база планирования, конечно с учетом предложения услуг, требований грузовладельцев к качеству транспортного обслуживания и конкуренции между различными транспортными пр-тиями. Т.о., разрабатываемые Б.т. носят рекомендательный характер и часто выполняют роль макроэкономического ориентира для хозяйствующих субъектов рынка. Б.т.- также средство косвенного гос. регулирования терр. в общих национальных интересах страны.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.4. Экономическая статистика