БАРДТ Ханс Пауль

Найдено 1 определение
БАРДТ Ханс Пауль
(03.12.1918, Дрезден) — зап.-германский социолог. В 1952 г. закончил Геттингенский ун-т, с 1958 г.— проф. Ганноверской высшей технической школы, с целенной на нацистскую Германию. С 1957 г.— проф. социологии в ун-те штата Висконсин. На Б. оказали большое влияние Визе. М. Вебер, Парк и Дж. Мид. В кач-ве главной задачи социологии Б. рассматривал систематическое наблюдение за «социальным процессом» как повседневным практическим воплощением социальных структур. В связи с этим выделял понятие социации — обоюдно активного социального взаимодействия (напр., ассоциации и диссоциации), сводящего воедино три системы деятельности: личность, социальные отношения и культуру, каждая из к-рых не только требует самостоятельного анализа, но и не редуцируема к др. Формы взаимодействия, по Б.,— конфликт, соревнование, сотрудничество. Особое значение уделял символической стороне социального взаимодействия. В этой связи в центр внимания социологии Б. ставил изучение нормативных ценностей как собственно человеческого элемента социального действия, определяющего его типологически. Поэтому оценка — это прежде всего не отражение социального процесса, а созидательная сторона формирования личности. Социальное действие осуществляется через социальные ситуации, понимание к-рых, по Б., требует выделения четырех «аналитических элементов»: социального объекта, социального метода, социального инструмента и социальной ответной реакции. Высшая роль социологии, по Б.,— предсказание событий и, если возможно, управление ими (отсюда он выводил необходимость для исследователя гуманистической целевой установки). Следуя М. Веберу, выделил четыре типа ситуаций социального действия: целесообразная рациональность (не ограничивающая выбора средств для достижения цели); санкционированная рациональность (характер целей определяет средства); традиционная нерациональность (когда средства явл. целями); аффективная нерациональность (когда различия между средствами и целями утрачиваются). Эта типология должна носить конструктивный характер: построение типов начинается с формулирования гипотезы о каузальных, сопутствующих и предварительных условиях существования изучаемого явления, затем следует его непосредственное исследование как культурной данности и, наконец, понимание его как «типового набора типовых личностей, процессов и структур». Конструируемые типы отличаются, по Б., от идеальных типов М. Вебера: их компоненты можно найти в действительности, а их взаимосвязи не должны противоречить данным эмпирического исследования и соответствующей ему научной теории, выступая тем самым в кач-ве стимула развития последней. Широкую известность в этой связи получила предложенная Б. типология священного (соединяющего традиционную нерациональность и санкционированную рациональность) и светского (характеризующегося через связь целесообразной рациональности и аффективной нерациональности). В. П. Терин

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.