Барьер психологический

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР
объективные и субъективные обстоятельства, препятствующие деятельности, особенно общению. Может быть причиной межличностной, внутригрупповой, межгрупповой психологической несовместимости. Источником П.Б. могут быть внешние факторы жизнедеятельности человека и личностные особенности людей. Оценивается качественно: высокий-низкий; сложный-простой.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

Барьер психологический
психическое состояние, проявляющееся как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий, – внутреннее препятствие психологической природы: нежелание, боязнь, неуверенность и пр. Часто появляется в деловых и личных взаимоотношениях, мешая установлению открытых и доверительных отношений. Эмоциональный механизм психологических барьеров состоит в усилении отрицательных переживаний и установок, ассоциированных с поставленной задачей (стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки). В социальном поведении психологические барьеры представлены трудностями коммуникации (барьерами общения), проявляющимися в отсутствии эмпатии, в ригидности межличностных социальных установок.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
(от франц. barriere — преграда, препятствие) — психологическое состояние, проявляющееся как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий. Механизм Б.п. состоит в усилении негативных эмоций (таких как чувство вины, стыд, страх, тревога, низкая самооценка и др.), ассоциированных с поставленной задачей. В социальном аспекте Б.п. выражается в коммуникативных барьерах, т.е. барьерах, нарушающих общение, что может проявляться в отсутствии гибкости в межличностных отношениях и социальных установках. При использовании вербальных средств общения нарушается передача информации. При этом частично искажается смысл и происходит потеря информации.
Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия следующих коммуникативных барьеров:
— информационно-дефицитный барьер — механический обрыв информации и отсюда ее искажение, неясность, ведущие к искажению изложенной и переданной мысли;
— замещающе-искажающий барьер — придание полученной информации иного значения; чаще возникает, когда информация проходит через несколько человек (ретрансляторов);
— фонетическое непонимание — когда участники общения говорят на разных языках (диалектах), имеют дефекты речи и дикции, неправильный грамматический строй речи;
— семантический барьер (семантика — смысловая сторона языка) — различия в системах значений (тезаурусах) участников общения (жаргон, сленг, шутки, цитаты, обороты речи) — стилистический барьер — несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и психологического состояния реципиента (критическое замечание в несоответствующей ситуации панибратской манере);
— логический барьер — логика рассуждения коммуникатора либо слишком сложна для реципиента, либо кажется ему неверной, противоречит присущей ему манере доказательств (“женская” и
“мужская” психологическая логика, детская логика);
— социально-культурные различия — социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации в восприятии, определяющие степень авторитета коммуникатора для реципиента и, соответственно, степень внимания к предлагаемой информации.
При общении с другими людьми существуют барьеры восприятия знакомых людей и незнакомых, “чужаков”. Нарушение восприятия других зависит от степени принятия оппонента. К знакомым людям прислушиваются больше, уделяя полученной от них информации больше внимания.
Особенности Б.п. в восприятии. Ошибки в восприятии могут быть обусловлены действием следующих факторов:
1) фактор превосходства — действует при неравенстве партнеров. Превосходство может быть “заложено” во внешнем облике партнера и его “оформлении” (одежда и различные атрибуты — украшения, драгоценности, прическа, очки, знаки отличия, награды, марка автомобиля и др.), а также в манере поведения. Подчеркивание превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда существенно. Под воздействием фактора превосходства возможны как недооценка, так и переоценка партнера;
2) фактор привлекательности — переоценка привлекательного человека и недооценивание непривлекательного. Экспериментально доказано, что красивые люди воспринимаются более умными, добрыми, общительными, чем некрасивые;
3) фактор отношения к нам — “чем лучше к нам относятся, тем больше эти люди нам нравятся”. Люди склонны тем выше оценивать человека, чем ближе его мнение к их собственному.
Т.А. Митина
Лит.: Антология социальной работы / Сост. М.В. Фирсов. Т. 2: Феноменология социальной патологии. М.: Сварогъ, 1995; Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007; Шикун А.Ф., Филинова И.М. Управленческая психология: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 2005.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.