БАТАЙ Жорж

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Батай Жорж
французский социальный теоретик, чьи подходы к исследованию реализации субъективности в «пограничных ситуациях», анализ иррационального в социальной жизни используются представителями социологического постмодернизма. Он один из первых использовал понятие симулякр, дав ему оригинальную интерпретацию. – Соч.: Батай Ж. Внутренний опыт. СПб., 1997; Теория религии. М., 2000; Проклятая доля. М., 2003. - Литература: Батай Жорж // Постмодернизм. Энциклопедия. Мн., 2001.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

БАТАЙ Жорж
Bataille, George) (1897-1962) Французский философ и социолог, критиковавший основания экономической науки, в частности, сосредоточенность на производстве и экономии и положение о том, что в связи с нехваткой ресурсов человеческие существа стараются рационально и, вместе с тем, эгоистично удовлетворять свои потребности. В противоположность этому Батай в «Проклятой доле» (Bataille, 1976) пытается развивать «социологию изобилия» и предлагает альтернативную точку зрения в духе Дюркгейма, согласно которой люди радостно истребляют богатство в оргии потребления. Социальная солидарность рассматривается им как результат коллективных ритуалов, препятствующих возникновению классового общества. В поиске примеров, подтверждающих его взгляды, Батай обращается к жертвоприношениям ацтеков и потлач-церемониям коренных народов северо-западного побережья Америки. Одна из главных тем Батая — отношение между смертью и эротизмом («Эротизм», 1962). Его интерес к последнему был связан с более ранним исследованием доисторического искусства (1955). Как смерть, так и эротизм предполагают «прекращаемость» (discontinuity), которая является основой человеческих страданий. В своем исследовании сакрального («Теория религии», 1988) Батай в целом следует веберовской трактовке христианства как легитимации индивидуализированной этики работы и обладания частной собственностью. Работы Батая критиковались антропологами как фактически неточные в свете более поздних этнографических исследований, осуществлявшихся, в частности, в рамках культурного материализма 1960-х гг. Вместе с тем признается, что его идеи способствовали развитию постструктурализма и оказали непосредственное влияние на М. Фуко, Ж. Бодрийара и Ю. Кристеву. Его подход отличался сложностью и, вместе с тем, целостностью: он пытался разработать теорию, которая охватывала бы литературу, экономическую науку, социологию и философию. Батай основал также «Critique», французский радикально ориентированный журнал, и Социологический колледж (College de Sociologie), ставший своего рода площадкой для теорий авангардных интеллектуалов и представителей социальной науки. См. также: Леви-Стросс; Рационального выбора теория. Лит.: Richardson (1994)

Источник: Социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
343.26 кб

Жорж Батай - философ-вне-себя

Дорофеев Д. Ю.
В статье анализируется «парадоксальная философия» современного французского мыслителя.
Читать PDF
329.27 кб

Жорж Батай: опыт бытия как критика онтологии

Евстропов Максим Николаевич
Творчество французского писателя и мыслителя Жоржа Батая (1897-1962) представляет собой пробу радикальной критики «смысла».
Читать PDF
71.97 кб

Лев Шестов и Жорж Батай о природе философского незнания

Ворожихина Ксения Владимировна
На протяжении двух лет Лев Шестов был наставником Жоржа Батая в чтении философской литературы и тем самым оказал воздействие на него как на мыслителя.