БЕЙТСОН Грегори

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

БЭЙТСОН ГРЕГОРИ
Bateson, Gregory) (1904-1980) - широко известный американский культурный антрополог, чьи научные интересы простирались от зоологии, социальной антропологии, философии, психологии и исследования общения до мистицизма. Принадлежал к первому поколению последователей этнографической традиции Малиновского. Первым, а ныне классическим этнографическим произведением Бэйтсона стало исследование "Нэйвен" (1936), прекрасное дополнение к развивающейся антропологической мозаике с аналитическими рамками для изучения символизма. Ввел понятие схизмогенезиса (для описания процесса социального раскола и конфликта), а также употреблял более знакомые понятия — этос и эйдос — для выявления характерных принципов систем верований. Он доказывал, что используемые в анализе данных объяснительные и описательные категории можно перетасовать и изменить таким образом, чтобы данные не смотрелись в единственной структуре. Второе классическое антропологическое исследование Бэйтсона — "Балийский характер" (1942), написанное в соавторстве с Маргарет Мид, — способствовало популяризации изучения культуры и личности в американской культурной антропологии, особенно в 40-е гг. Он стал пионером в применении диапозитивов и киносъемок как в этнографических полевых исследованиях, так и в написании отчетов. На более позднем этапе деятельности перешел от "гуманистической психологии" и кибернетики к исследованию общения, изучая водных млекопитающих и дельфинов. Его работы оказали влияние на Гофмана и многих других социологов.

Источник: Большой толковый социологический словарь

БЕЙТСОН (Bateson) Грегори
1904-1980) - англо-американский философ, социолог, этнограф, антрополог, психолог, кибернетик. Основные сочинения: "Разум и Природа. Необходимый союз" (1980); "Священный союз. Будущие шаги к экологии Разума" (1990); "Ангельский страх. К эпистемологии сакрального" (1987) и др. Свою научную деятельность Б. начал в 1920-х в качестве этнографа, изучая, совместно со своей первой женой М. Мид , культуры племен Новой Гвинеи и балийцев в Индонезии. Б. внес значительный вклад в развитие методов этнографических исследований, широко использовав фото- и кинорегистрацию материала для анализа экспрессивного поведения. В 1940-е Б. тесно сотрудничает с Н. Винером, активно участвует в первых конференциях по кибернетике. Одним из первых начал применять системный подход в методологии как естественных, так и гуманитарных наук. Так, Б. связал социальную, клиническую, сравнительную и педагогическую психологию через ключевое для его концепции понятие "коммуникация". В осмыслении последнего центральную роль играет теория логических типов Рассела и понятие "двойной связи" или двойного послания, разработанное преимущественно самим Б.
Согласно Б., процесс коммуникации представляет собой многоуровневую структуру. В послании, как правило, содержится информация и о самом послании. Сообщение может вызывать патологию адресата, если послания, в нем содержащиеся, стимулируют, как правило имплицитно, взаимоисключающее поведение. Причем это взаимоисключающее дополнение посланий происходит на разных логических уровнях, ибо послания принадлежат разным логическим типам. В логике подобная ситуация ведет к возникновению парадокса. Во взаимодействии живых систем такое смешение контекстов, языковых игр может вести либо к частичной или полной их дезориентации, либо, если удается парировать и сопротивляться этой патологии, опыт такого рода, взятый в целом, может способствовать творчеству. Исследования Б. демонстрируют, что в семьях, где ситуация двойного послания обнаруживает себя систематически (преимущественно по отношению к ребенку), случаи шизофрении являются скорее правилом, нежели исключением. В поздний период творчества Б. занимается тем, что можно назвать эпистемологией патологии мышления. По Б., кризис западного мира обусловлен западным типом мышления, разума. В первую очередь это относится к сформировавшемуся в адаптационных процессах линейному целеполагающему и рецептурному способу действия. Б. условно различает "большой" разум (разум, для Б., является синонимом кибернетической системы: совокупной системы обработки релевантной информации, где элементарной единицей информации является различимое различие) и "малый" разум (субсистема большего разума, какая-либо теория, например). Разум - конститутивная часть реальности. Согласно Б., попытки разграничить разум и материю бессмысленны. Малый и большой разум соотносятся как часть и целое. Если же имеет место реверсированная стратегия отношений, возникает кризис в состоянии обоих (экологический кризис, например). Научная теория, таким образом, для своего собственного сохранения должна предполагать системный кибернетический подход в методологии и в самопозиционировании. Такое знание большей интерактивной системы Б. называет мудростью или "системной мудростью". На основе идей Б. возникают коцепция "прагматики человеческих коммуникаций" (П.Вацлавик, Д.Джексон, Дж.Бивин и др.), стратегическая психотерапия (Дж.Хейли), миланская школа системной терапии (М.С.Палаццоли, Л.Боскола, Г.Чеччин и др.), "анти-психиатрия" (Лейнг), нейролингвистическое прагматическое программирование (Р.Бандлер, Дж.Гриндер, Р.Дилтс и др.).
В.Н. Кириленко

Источник: Социология: энциклопедия