БЕККЕР Говард Пол

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БЕККЕР (Becker) Говард Пол (1899-1960)
амер. социолог. Специализировался в области общей социологии, истории соц. теории, историч. социологии. На социологич. воззрения Б. оказали влияние М. Вебер и Л.фон Визе, а также амер. социологи Р.Э. Парк и Дж. Мид. Ядром социологии, согласно Б., является изучение ценностей, к-рые рассматриваются как инструменты для социологич. интерпретации. Оценка не является отражением соц. явлений, а возникает в процессе деятельности индивида; т.обр., человеческая склонность к формированию ценностей определяется внутренней структурой личности. Соч.: Современная социологическая теория (в соавторстве с А. Восковым). М., 1961; Systematic Sociology. N.Y., 1950; Through Values To Social Interpretation. Durham, 1950; Social Thought From Lore To Science (with H.E. Barnes). Chic, 1952; Outsiders. N.Y., 1963. B.B. Кудинов

Источник: Российская социологическая энциклопедия

БЕККЕР Говард Пол
(1899-1960) - амер. социолог, представитель макросоциологической теории действия социального. Согласно позиции Б., изложенной в работе «Современная социологическая теория» (1961), социальное действие осуществляется через социальную ситуацию. Следуя М. Веберу, выделил четыре типа ситуации социального действия: целесообразная рациональность (не ограничивающая выбора средств для достижения целей); санкционированная рациональность (характер целей определяет средства); традиционная нерациональность (когда цели являются средствами); аффективная нерациональность (когда различия между средствами и целями утрачиваются). По Б., типы социального действия необходимо рассматривать в рамках трех систем: личности, социальных отношений, культуры. В отличие от идеальных типов М. Вебера аналог компонентов конструируемых типов Б. можно найти в действительности, а их взаимосвязи не противоречат данным эмпирических исследований. Соответственно, в качестве главной задачи социологии Б. выделял систематическое наблюдение за социальными процессами как повседневным воплощением социальных структур.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

БЕККЕР Говард Пол
(1899-1960) - американский социолог, профессор Висконсинского университета. Известность получил исследованиями в области истории социальной мысли и разработкой ряда методологических вопросов социологии. В 1938 г. Б. и американский историк цивилизации Хэрри Элмер Барнз (1889-1968; автор вышедшей в 1926 г. книги «Сумерки христианства», содержавшей научную критику мифологизации христианства) выпустили труд «Социальная мысль: от предания к науке», выдержавший впоследствии несколько переизданий. В советской социологии после 1961 г. долгое время пользовался популярностью перевод сборника публикаций зарубежных исследователей, одним из составителей и авторов которого был Б., - «Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении». Теоретико-социологические взгляды Б. наиболее полно изложены в его труде «Через ценности к социальной интерпретации: Очерки о социальных ситуациях, действиях, типах и перспективах» (1950). Их основанием стала концепция социальных действий как сознательных взаимных отношений людей друг к другу. Совокупность социальных действий порождает социальные ситуации, из которых состоит социальный процесс. Источником социального взаимодействия является, по представлению Б., органически присущая людям потребность в достижении «максимально полезного», реализуемая с помощью рациональных решений (см. Теория рационального выбора в социологии религии). Рациональность социальных действий не означает их одинаковой направленности - у субъектов общественных отношений критерии полезности определяются собственными, часто расходящимися между собой ценностями и нормами. Поэтому взаимодействия происходят в разных формах: сотрудничества, соревнования, конфликта. Каждая из этих форм выражается каким-либо символическим образом, который влияет, в свою очередь, на мотивацию выбора, способствует ассоциации людей или, напротив, диссоциации. Следуя методологии Вебера, Б. выделяет четыре типа мотивации социального поведения. Это - целесообразная рациональность (принятие любых средств для достижения целей), санкционированная рациональность (средства определяются характером цели), традиционная нерациональность (средства одновременно являются и целями), аффективная нерациональность (полное неразличение средств и целей). Каждый тип мотивации реализуется «типовым набором» личностей, действий, ситуаций. В качестве инструментария социального познания Б. предложил формировать теоретические абстракции - «конструированные типы». Они не имеют точных единичных соответствий, но опираются на регулярные эмпирические наблюдения и обобщенно представляют типические свойства, что позволяет оперировать ими для анализа процессов в обществе. Из сочетания типов мотивации Б. выводит дихотомические модели, которые позволяют, по его мнению, адекватно описывать конкретные случаи повседневной социальной реальности, рассматривая их в шкалированном диапазоне «конструированного типа». Как одну из таких моделей Б. использует дихотомию священного и светского («Главные признаки священного и светского обществ», 1952). Оба эти понятия фиксируют крайние полюса типологической шкалы. Священное, по Б., выражает соединение традиционной нерациональности и санкционированной рациональности. Светское - характеризуется через связь целесообразной рациональности и аффективной нерациональности. Между этими состояниями размещается множество подтипов, содержащих разные пропорции и взаимоотношения священного и светского. Наполнение шкалы подтипами предполагает полевые исследования, изучение исторических и других источников и т. п. В трактовке Б. эта типология применима к анализу не только отношений в обществе по поводу религии, но и вообще любых социальных отношений. Признаком священного в обществе Б. считал устойчивую приверженность незыблемому набору норм и ценностей, сопротивление попыткам их изменения. Градации священного определяются интенсивностью его эмоционального переживания людьми. На высшем уровне находится святое, т. е. ценности исповедуемой религии. Далее, по нисходящей, следуют уровни «лояльной священности», «интимной священности», «моральной священности», «прилично-священного». В низшей точке священное совпадает с обычными («нормальными») отношениями. Признаком светского выступает готовность общественных групп к постоянным переменам. При этом священное никогда полностью не устраняется, но разные уровни светского свидетельствуют о нарастающей абстрактности и широте интерпретаций священного. Два основных уровня светского - это «принципиальная светскость» (сохраняются священные принципы, но возникает разнообразие их истолкования и применения) и «крайняя светскость» (признается относительность любых священных норм, наличие которых зависит лишь от их инструментальной эффективности). С ггменем Б. принято связывать развитие классической типологии религиозных объединений («церковь-секта»). В работе 1929 г. «Протестантизм и религиозная дифференциация» он выделил применительно к нехристианским вероисповеданиям особый тип религиозных объединений - «культ», но не в значении культа религиозного, а как специфическую форму объединения верующих, которая не имеет прямых аналогов организациям теистических традиционных религий.

Источник: Социология религии. Словарь.