БЕЛЛА Роберт

Найдено 1 определение
БЕЛЛА Роберт
(p. 1927) — амер. социолог, проф. социологии и сравнительных исследований в департаменте социологии Калифорнийского ун-та, г. Беркли. Осн. труды посвящены проблемам социологии религии. В 60-е гг. активно занимался изучением вост. религий (Китай, Япония), в частности продолжая традиции A. Вебера, пытался определить роль этих религий в процессе индустриализации и модернизации об-ва. Отправляясь от идеи Парсонса о структурной дифференциации социальных ин-тов, Б. разработал схему эволюции религии, выделив пять осн. этапов, каждый из к-рых отличается от предыдущего «степенью дифференциации религиозных символов». «Примитивная религия» (первый этап) характерна для первобытного об-ва. Этой религии свойственно мифологическое нерасчлененное сознание, в к-ром естеств. еще не отделилось от сакрального. «Архаическую религию» (второй этап) отличает большая систематизация и дифференциация религ. сознания и культа. «Исторические религии» (третий этап) уже четко противопоставляют сферу мирского и священного. К историческим религиям Б. относит иудаизм, христианство, ислам.
«Раннесовременная религия» (четвертый этап), получившая наиболее яркое выражение в протестантизме, «представляет собой определенный сдвиг в сторону потустороннего мира в качестве главной сферы религиозного действия. Спасения теперь надлежит искать не в той или иной сфере ухода от мира, а в гуще мирской деятельности» [1]. Совр. (пятый) этап эволюции религии характеризуется, по мн. Б., религ. плюрализмом. Религиозность все более индивидуализируется, выбор тех или иных религ. символов и представлений становится актом свободного решения каждого члена об-ва.
Именно этот процесс индивидуализации религии трактуется Б. как процесс секуляризации [1]. Широкую известность завоевала концепция «гражданской религии», разработанная Б. в 60-е гг. Б. считает, что с момента возникновения США в этой стране существует религия, к-рая объединяет все население, независимо от конфессиональной принадлежности. Осн. ее признаками Б. считает веру в бога, в загробную жизнь, терпимость к любым религ. учениям, а также веру в то, что амер. нация «призвана богом выполнить особую историческую миссию». Эта религия существует наряду с христианскими конфессиями и иудаизмом, выполняя задачу «укрепления национальной солидарности» и утверждения общенациональных ценностей. Ее проявлениями Б. считает традиционные упоминания о боге в гос. актах (напр., в речах президентов, вступающих в должность, а также в нек-рых праздниках и ритуалах («День благодарения» и др.) [2, 68—193]. Вопрос о гражданской религии применительно к современности рассматривается в книге Б. «Разрушенный Завет» [3]. В ней дается исторический очерк развития духовной жизни в США, начиная с их образования. Автор критикует типичный для совр. Америки процесс эрозии традиционных духовных ценностей, вызванный, по его мн., погоней за прибылью вне каких бы то ни было нравственных и духовных идеалов. Посвящая особую главу идеям социализма, Б. утверждает, что для них нет почвы в совр. амер. об-ве.
Нравственное и духовное возрождение амер. нации он связывает с «религиозным пробуждением», причем религии отводится главная роль в сохранении этических ценностей и идеалов. Д. М. Угринович

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
2.09 мб

Гражданская религия в Америке роберт Н. Белла

Веселова С. Б., Егоров В. А.
Работа «Гражданская религия в Америке» была опубликована в 1967 году в журнале Американской академии искусства и наук. Р.
Читать PDF
238.31 кб

2017.03.024. БОРОВОЙ Э. РОБЕРТ БЕЛЛА В ПОИСКАХ ОБЩИННОСТИ И СОВРЕМЕННОЙ МОРАЛИ В ЯПОНОВЕДЕНИИ. BOROV

Новикова А.А.

Похожие термины:

  • Беллах Роберт

    американский социолог, профессор социологии и сравнительных исследований в департаменте социологии Калифорнийского университета, г. Беркли. Один из основоположников культурного поворота, в кон
  • БЕЛЛА Роберт Нилли

    (р. 1927) - американский социолог, исследователь религии, профессор Калифорнийского университета в Беркли. Окончил Гарвардский университет (1950), где учился у Парсонса, там же в 1955 г. защитил докторскую