БЕНЕДИКТ Рут Фултон

Найдено 1 определение
БЕНЕДИКТ Рут Фултон
(05.06.1887, Нью-Йорк— 17.09.48, там же) — амер. культурантрополог, ученица Боаса, президент амер. антропологической ассоциации (1947), проф. Колумбийского ун-та (1948); поэт (псевдоним Анна Синглтон). Несколько лет жила в индейских племенах Сев. Америки. Организовала междисциплинарный исследовательский проект с привлечением представителей исследовательских дисциплин с целью выявления «транскультурных» принципов, ведущих к уменьшению национальной враждебности и этноцентризма.
В своих трудах Б. обосновывала тезис об усилении роли сознания в эволюционном процессе, что требует «чувства открытости» по отношению к прошлому и будущему. В этом она оказалась предшественником концепций К. Уоддингтона и Дж. Хаксли. Известность Б. принесла книга «Стереотипы культуры» [1], где культура рассматривается как совокупность общих предписаний для личности, связанных с ее душевным складом и возможностями самораскрытия. В этой связи Б. подчеркивала, что набор типов поведения, задаваемых данным об-вом, ограничен. Заимствуя у Ф. Ницше понятия аполлоновского и дионисийского начал, Б. акцентировала внимание на изучении степеней взаимоизоляции различ. культур. Б. опиралась на идеи Боаса, противопоставлявшего подлинную историю культуры популярным в 18 и 19 вв. представлениям об однонаправленности обществ, прогресса и его развитии от простого к сложному. Б. подчеркивала неограниченность числа «конфигураций культуры», к-рая, однако, по ее мн., исключает этический релятивизм. Это положение использовалось Б. для обоснования принципа недопустимости расовой и этнической дискриминации и утверждения того, что война явл. не неизбежным порождением биологической природы человека, а смертельно угрожающим цивилизации продуктом культуры. В кач-ве доказательства этого Б. показывает, что война в принципе чуждое для нек-рых ранних форм обществ, жизни явление. Во время второй мировой войны Б. изучала японскую культуру с т. зр. анализа места и роли Японии в условиях всеобщего мира и сотрудничества. В связи с этим Б. разрабатывала — в отличие от принятого в антропологии полевого исследования — «методологию изучения культур на расстоянии» (анализ фильмов, пьес, произведений художественной лит-ры и др. «продуктов культуры»). Б. стремилась избегать узко ориентированных, строго формализованных методик, что стало созвучным критике эмпирического «специализма» амер. социол. мысли. После войны, используя ту же методологию, занималась сравнительным анализом культур Франции, Чехословакии, Польши, Сирии, Китая, дореволюционной России и вост.-европ. евреев.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.