БЕРДЖЕСС Эрнст

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БЕРДЖЕСС (Bergess) Эрнст (1886-1966)
амер. социолог, представитель школы чикагской (см.), проф. чикагского ун-та, ученик и ближайший соратник ее основателя Р.Парка, разделивший и развивший предложенную последним экологич. трактовку соц. феноменов. Эмпирич. исследования и статьи Б. были посвящены проблематике роста городов, соц. патологий в городской среде, социализации личности, семьи и общины. Б. принадлежит концепция "концентрич. зон", к-рая была построена на основе обобщения данных картографического обследования Чикаго и характеризует соц. неоднородность пространства большого города. Соч.: Introduction To The Science Of Sociology (with R. Park). Chic, 1921; The City (with Park R.E., McKenzie R.D.). Chic, 1925; The Family (with H. Locke). N.Y., 1945. O.E. Трущепко

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Берджесс, Эрнст
1886-1966) - американский социолог, один из основателей Чикагской школы, разработавший прикладной вариант социально-экологической теории для исследования города.
Берджесс учился в Чикагском университете, ученик Р.Парка, У.Томаса, Дж.Г.Мида. С 1934 г. - Президент Американского социологического общества. Берджесс создал теорию "концентрических зон", основной идеей которой является механизм формирования социально-неоднородных районов в процессе роста городов, и формирования локальных сообществ. Методом определения этих зон является социальное картографирование, осуществляемое на основе включенного наблюдения, интервью, анализа документов. Берджессу принадлежит также разработка модели городской социальной среды, основанной на выделении локальных сообществ по различным основаниям. По Берджессу, в социальной организации городской среды решающее значение имеет экологический порядок, а в социальной дезинтеграции - девиантное поведение. Большая вовлеченность в разработку социально-экологической концепции на микроуровне привела Берджесса к пониманию общества как взаимодействия, т.е. к интеракционистскому взгляду на него.

Источник: История западной социологии: биографический справочник

БЕРДЖЕСС Эрнст
(16.05. 1886, Тилбери, Онтарио, Канада — 27. 12.1966, Чикаго), амер. социолог, один из основателей Чикагской школы, разработавший прикладной вариант социально-экологической теории для исследований города. Учился и преподавал в Чикагском ун-те; ученик Парка, Томаса, Д. Г. Мида; явл. представителем первого поколения амер. социологов, получивших докторскую степень в амер. ун-те, а не в Германии. С 1934 г.— Президент Амер. социол. об-ва. В рамках программы по изучению локальных сообществ в Чикаго и на основе социально-экологической теории выдвинул гипотезу «концентрических зон». «Зап. гипотеза» описывает механизм формирования социально неоднородных районов в процессе роста города и т. наз. «локальных сообществ» (Социология города). Осн. методом определения «зон» явл. картографирование. На основании разработанной им «Карты социальных исследований города Чикаго» (1923—1924) было выделено 75 «естественных зон» и более 3 тыс. локальных сообществ, к-рые затем исследовались методами включенного наблюдения, интервью, анализа документов.
Значит. роль в проверке зональной гипотезы отводилась данным переписей населения. Проведенная Б. на основании переписей 1930 и 1934 гг. классификация районов Чикаго сохраняет свое практическое значение до сих пор. Б. внес значит, вклад в развитие социол. криминологии, сотрудничая в Ин-те по изучению подростков, а также в исследования брака, семьи и проблем социологии престарелых. С. П. Баньковская

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Берджесс Эрнст
1886-1966) - американский социолог, представитель чикагской школы, ученик и ближайший соратник ее основателя Р.Парка, разделивший и развивший предложенную последним экологическую трактовку социальных феноменов. Эмпирические исследования и статьи Б. были посвящены проблематике роста городов, социальных патологий в городской среде, социализации личности, семьи и общины. Б. принадлежит концепция «концентрических зон», которая была построена на основе обобщения данных картографического обследования Чикаго и характеризует социальную неоднородность пространства большого города (1925). Зонирование городов было изучено на многих примерах. Один из наиболее известных примеров — работа Х. Зорбауха «Золотое побережье и трущобы»(1929). Работа строится на изучении северной части Чикаго, побережья озера Мичиган, населенного богатейшими семьями города, и беднейшей части городских трущоб «Хобохемии». Изучаемые районы расположены в нескольких кварталах друг от друга. Кроме того, в этой же части города есть кварталы богемы типа Гринвич — Вилидж, кварталы, населенные итальянцами. Всего там проживало около 90 тысяч человек. Это место Чикаго служило подлинной лабораторией для социологов. Была создана яркая картина жилья социальных миров этой части города благодаря использованию «включенного наблюдения» — качественного метода, ставшего весьма популярным благодаря исследованиям авторов Чикагской школы. В этой части города жили от 2 до 6 тыс. семей, включенных в «социальный регистр» — свод наиболее богатых и влиятельных семей Чикаго. На основе изучения вхождения семей в «социальный регистр», выявили «социальную игру» — процесс вступления новых членов в этот неофициально существующий клуб. Обнаружили искусную технику проникновения новичков, во-первых, за счет использования детей, как средства (через обучение в одних учебных заведениях) знакомства и установления контактов. Во-вторых, за счет участия в разного рода благотворительных акциях, устраиваемых женщинами из высшего общества. В исследовании было также установлено и то, что семьи, включенные в «социальный регистр», имели свой узкий круг общения из 10-12 семей, некоторые даже не знали соседей, живущих через дом от них.

Источник: Словарь терминов по модулю «Город как социальная система»

БЕРДЖЕСС (Bergess) Эрнст
1886-1966) - американский социолог, один из основателей Чикагской школы, разработавший прикладной вариант социально-экологической теории для исследования города. Учился в Чикагском университете, ученик Р. Парка , Дж.Г. Мида . С 1934 - президент Американского социологического общества.
В рамках программы по изучению локальных сообществ в Чикаго и на основе социально-экологической теории Б. выдвинул гипотезу "концентрических зон". Гипотеза описывает механизм формирования социально неоднородных районов в процессе роста города и так называемых локальных сообществ.
Б. рассматривает конкурирующий и расширяющийся бизнесцентр как доминантный центр сообщества и как характерную организацию образа жизни. Конкуренция - ключевое экологическое понятие - определяет, какого рода бизнес оккупирует центр и каким образом формируется центральный район бизнеса. Рост этого района воздействует на окружающее пространство, называемое зоной транзита. Это пространство разделяется такими барьерами, как транспортные артерии, организации бизнеса и индустрии, парки и бульвары, которые модифицируют гипотетический концентрический зональный образец. Так, окружающие озера модифицируют зональный образец Чикаго в концентрические полукружья. Население, образующее локальные сообщества в рамках зон, как и сами зоны, фокусирует социологический интерес чикагских исследователей.
Основным методом определения "зон" стало картографирование. На основании разработанной Б. "Карты социальных исследований города Чикаго" (1923-1924) было выделено 75 "естественных зон" и более трех тысяч локальных сообществ, которые затем исследовались методами включенного наблюдения, интервью, анализа документов. Значительная роль в проверке зональной гипотезы отводилась данным переписи населения. Проведенная Б. на основании переписей 1930 и 1934 классификация районов Чикаго сохраняет свое практическое значение до сих пор.
В методологическом плане эмпирические исследования Б. четко базировались на основополагающих тезисах "классической" социально-экологической теории Парка: адаптации к человеческому (и особенно городскому) обществу идей, заимствованных из экологии; понимании современного общества как продукта эволюции из относительно недифференцированного социального порядка в социальную систему с функциональным разделением труда и функциональной взаимозависимостью различных типов локальных сообществ. Зональные гипотезы, сформулированные исходя из заданных идей, тестировались в эмпирических исследованиях описательного и объяснительного плана. В практическом аспекте эти исследования были подчинены решению основной задачи - установлению "социального контроля" и "социального согласия". В целом, как показала общественная практика, выявленные в то время зональные изменения оказались типичными для растущих крупных индустриальных городов Америки, а чикагские исследования стали истоком становления эмпирической социологии города.
Г.Н. Соколова

Источник: Социология: энциклопедия