БЕЗНАДЗОРНОСТЬ
БЕЗНАДЗОРНОСТЬ
отсутствие присмотра за детьми, наблюдения за их поведением и времяпрепровождением, заботы о воспитании со стороны родителей или тех, кто их заменяет.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
БЕЗНАДЗОРНОСТЬ
социальное явление, характеризующееся отсутствием или недостаточностью контроля за жизнедеятельностью детей со стороны взрослых и приводящее к отчуждению детей, к ситуации отрыва от семьи или другого места проживания и воспитания. В результате у детей появляются асоциальные формы поведения, негативные привычки и интересы, они приобретают жизненный опыт вне положительного окружения, проявляют самостоятельность и демонстрируют независимость от взрослых.
Б. является предметом изучения психологии, педагогики, социологии и юриспруденции. Психология в основе Б. рассматривает нарушение межличностных отношений ребенка с окружающим миром. Педагогика при изучении Б. обращается в первую очередь к нарушению детско-родительских отношений. Социология исходит из понимания Б. как социального явления, обусловленного определенными нарушениями отношений в институтах социализации. Юридическое определение понятия Б. дано в Федеральном законе от 24.06.1999 № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. Безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которым отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц. В отличие от беспризорного ребенка (см. БЕСПРИЗОРНОСТЬ), безнадзорный несовершеннолетний проживает в семье.
Социальная работа в аспекте Б. имеет два блока — профилактический и социально-реабилитационный. Профилактика Б. предусматривает в первую очередь раннее выявление и предотвращение семейного неблагополучия и оказание поддержки семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении. При этом профилактическая работа предполагает следующие три уровня ее осуществления: 1) система мер по предупреждению случаев семейного неблагополучия, включая асоциальное поведение; 2) комплекс мероприятий, направленных на устранение факторов риска, которые в определенных ситуациях приведут к Б.; 3) работа по устранению ситуаций, нарушающих права и интересы ребенка, включая отстраненность родителей от своих обязанностей и/или проявление жестокости со стороны взрослых.
Реабилитация безнадзорных детей включает выявление детей, относящихся к категории безнадзорных, направление таких детей должностными лицами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности (подразделение УВД, органы опеки и попечительства и др.) в учреждения социального обслуживания.
В Российской Федерации профилактическими учреждениями по организации социально-реабилитационной работы с безнадзорными являются социальные приюты для детей и подростков или соответствующие самостоятельные службы на базе учреждений комплексного социального обслуживания населения.
Социально-реабилитационная помощь предусматривает устранение сложной жизненной ситуации, в которой оказался ребенок, и решение вопросов его возврата в семью или учреждение, где нормализована его система взаимодействий с родственниками, воспитателями и сверстниками (см. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ).
О.И. Волжина
Лит.: Дети в трудной жизненной ситуации: профилактика неблагополучия. М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2013; Покровская О. Безнадзорные подростки. М.: Изд-во LAP Lambert Academic Publishing, 2011; Синова И.В. Дети в городском российском социуме во второй половине XIX — начале ХХ в.: проблемы социализации, девиантности и жестокого обращения. СПб.: Дмитрий Буланин, 2014; Сиротство и беспризорность в России: история и современность / Авт.-сост.: В.Н. Занозина, Е.М. Колосова, А.М. Чистиков. М.: Лики России, 2014; Смолева Е.О. Оценка масштабов безнадзорности несовершеннолетних в России [Электрон. ресурс] // Гуманитарные научные исследования: электрон. науч.-практич. журнал. 2014. № 6. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2014/06/6625 (дата обращения: 30.12.2015).
Б. является предметом изучения психологии, педагогики, социологии и юриспруденции. Психология в основе Б. рассматривает нарушение межличностных отношений ребенка с окружающим миром. Педагогика при изучении Б. обращается в первую очередь к нарушению детско-родительских отношений. Социология исходит из понимания Б. как социального явления, обусловленного определенными нарушениями отношений в институтах социализации. Юридическое определение понятия Б. дано в Федеральном законе от 24.06.1999 № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. Безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которым отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц. В отличие от беспризорного ребенка (см. БЕСПРИЗОРНОСТЬ), безнадзорный несовершеннолетний проживает в семье.
Социальная работа в аспекте Б. имеет два блока — профилактический и социально-реабилитационный. Профилактика Б. предусматривает в первую очередь раннее выявление и предотвращение семейного неблагополучия и оказание поддержки семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении. При этом профилактическая работа предполагает следующие три уровня ее осуществления: 1) система мер по предупреждению случаев семейного неблагополучия, включая асоциальное поведение; 2) комплекс мероприятий, направленных на устранение факторов риска, которые в определенных ситуациях приведут к Б.; 3) работа по устранению ситуаций, нарушающих права и интересы ребенка, включая отстраненность родителей от своих обязанностей и/или проявление жестокости со стороны взрослых.
Реабилитация безнадзорных детей включает выявление детей, относящихся к категории безнадзорных, направление таких детей должностными лицами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности (подразделение УВД, органы опеки и попечительства и др.) в учреждения социального обслуживания.
В Российской Федерации профилактическими учреждениями по организации социально-реабилитационной работы с безнадзорными являются социальные приюты для детей и подростков или соответствующие самостоятельные службы на базе учреждений комплексного социального обслуживания населения.
Социально-реабилитационная помощь предусматривает устранение сложной жизненной ситуации, в которой оказался ребенок, и решение вопросов его возврата в семью или учреждение, где нормализована его система взаимодействий с родственниками, воспитателями и сверстниками (см. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ).
О.И. Волжина
Лит.: Дети в трудной жизненной ситуации: профилактика неблагополучия. М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2013; Покровская О. Безнадзорные подростки. М.: Изд-во LAP Lambert Academic Publishing, 2011; Синова И.В. Дети в городском российском социуме во второй половине XIX — начале ХХ в.: проблемы социализации, девиантности и жестокого обращения. СПб.: Дмитрий Буланин, 2014; Сиротство и беспризорность в России: история и современность / Авт.-сост.: В.Н. Занозина, Е.М. Колосова, А.М. Чистиков. М.: Лики России, 2014; Смолева Е.О. Оценка масштабов безнадзорности несовершеннолетних в России [Электрон. ресурс] // Гуманитарные научные исследования: электрон. науч.-практич. журнал. 2014. № 6. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2014/06/6625 (дата обращения: 30.12.2015).