БЕЗУМИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

БЕЗУМИЕ
madness) — душевное расстройство ("умопомешательство"), которое нарушает "нормальное" социальное функционирование индивидуума, приводя к непонятному и непредсказуемому поведению. В современном медицинском или психиатрическом дискурсе "безумие" осмысливается и лечится либо как одно из ряда физически основанных медицинских состояний (следовательно, также лечащееся наркотиками), либо как клинически выявляемое расстройство личности (см. также Психоз). В социологической литературе оно скорее анализируется в качестве примера более широкого явления социальной стигмации и социального контроля. Для Фуко, например, современные способы лечения "безумия" — один из аспектов социальной власти и надзора, а также социального исключения в обществе. Таким образом, для социологических целей не может быть вопроса о каком-либо простом принятия "научных" ярлыков, прикрепленных "экспертами". В другие времена виды поведения, ныне считающиеся обычно "безумными", назывались бы по-иному — шаманство, колдовство и т.п., — а социальное лечение их также было бы разным. Чтобы уловить социальный характер безумия, необходим анализ его социальных основ и значений, включая медицинские и связанные с ними психиатрические концепции, которые не могут иметь автоматического приоритета. См. Лейнг; Сцасц.

Источник: Большой толковый социологический словарь

БЕЗУМИЕ
понятие, приобретающее собственно философскую и культурологическую размерность в контексте выхода книги Фуко "История безумия в классическую эпоху" (1961). Осмысливая генезис современного европейского человека, Фуко анализирует становление феномена Б. в истории европейского Запада. По мысли Фуко, в конце средних веков культуру Европы охватили тревога и беспокойство. Б. и безумец несли в себе "и угрозу, и насмешку, и головокружительную бессмыслицу мира, и смехотворное ничтожество человека". При этом Б. полагалось не только предвестником апокалипсиса, оно полагалось также и знанием, элементами некоего труднодостижимого, скрытого от всех, эзотерического знания. Гуманизм 16 в., который, по мысли А.Арто, "не возвеличил, а умалил человека", предварил эпоху классицизма, давшую начало новому пониманию Б. 1) Б. становится формой, соотнесенной с разумом. Оба служат друг другу мерой. 2) Б. превращается в одну из форм самого разума. Оно сохраняет определенный смысл и самоценность, лишь находясь в пространстве последнего. "Истина Б.", по Фуко, стала "одним из ликов разума", благодаря которой он обрел "еще большую уверенность в себе". Эпоха Возрождения выпустила на свободу голоса Б., сумев усмирить их неистовую силу; классическая эпоха ... заставила Б. умолкнуть. Так, Декарт отметил, что Б. сродни сновидению и заблуждению ума во всех его формах. Для 16 в. Не-разум был некой прямо грозящей опасностью, которая всегда могла ... нарушить связь субъективного восприятия и истины. Со времен Декарта Б. помещено "вне той неотъемлемо принадлежащей субъекту сферы, где он сохраняет все права на истину, - т.е. вне той сферы, какой является для классической мысли сам разум ... Если отдельный человек всегда может оказаться безумным, то ... мысль безумной быть не может". Появляется институт изоляции безумных, медицина применительно к ним приняла "форму репрессии, принуждения, обязанности добиваться спасения собственной души".
Классическая эпоха, согласно Фуко, уподобила друг другу ряд самых различных форм девиантного поведения и собственно Б. на основе "общего знаменателя" неразумия: "наше научное и медицинское познание безумия имплицитно основывается на сложившемся в эту эпоху этическом опыте неразумия, и это неоспоримый факт". Неразумие выступило в роли осуждаемого, отрицаемого и тайного опыта, но "на его основе не только сложился такой социальный институт, как изоляция, не только возникла система категорий и практик, относящихся к Б., но прошла перестройка всей этической сферы". 19 в. создал понятие "душевной болезни", десакрализировав Б.: "человек неразумный" был переведен в больницу, а изоляция стала терапевтической мерой. Фуко ставит проблему: "Какой смысл заключает в себе упрямое и неотвязное присутствие безумия в современном мире - такого безумия, которое неизбежно влечет за собой свою науку, свою медицину, своих врачей и которое целиком поглощается пафосом душевной болезни". При этом немаловажно и то, что "вся проблематика Б." начала центрироваться на представлениях о "материальности души". К 19 в. неразумие начинает интерпретироваться и как "психологическое следствие моральной вины": "все, что было в безумии парадоксальным проявлением небытия, станет лишь естественным возмездием за моральное зло". "Научная" психиатрия 19 ст. отныне становится возможной.
По мысли Фуко, весьма значимым в судьбах "научной" психиатрии оказалось создание психоанализа: "Фрейд вновь стал рассматривать безумие на уровне его языка, восстанавливая один из центральных элементов опыта, обреченного позитивизмом на немоту ... он вернул медицинской мысли понятие о возможности диалога с неразумием ... Психоанализ - это вовсе не ответвление психологии; это возврат к тому самому опыту неразумия, в сокрытии которого, собственно, и состоит смысл психологии в современном мире". Как отмечает Фуко, если до 17 ст. средой, наиболее благоприятствующей распространению Б., считалось богатство и прогресс, то в 19 в. эту роль берет на себя нищета. Б. осмысляется в рамках социальной морали: оно превращается в стигмат класса, отказавшегося принять формы буржуазной этики. Б. утрачивает связь с неразумием. Медицинское и психологическое понятие сумасшествия становится полностью внеисторическим, претворяясь в нравственную критику, направленную на все, что способно подорвать благоденствие и спасение человечества. Согласно Фуко, "представление о сущности безумия", которое имплицитно перешло от 18 ст. к 19, таково: 1) Роль изоляции состоит в том, чтобы свести Б. к его истине. 2) Истина Б. равна ему самому, минус окружающий мир, минус общество, минус все, что идет вразрез с природой. 3) Этой истиной Б. является сам человек в своей простейшей изначальной неотчуждаемости. 4) Неотчуждаемым началом выступает в человеке единство Природы, Истины и Морали, иными словами, сам Разум. 5) Исцеляющая сила Убежища заключается в том, что оно сводит Б. к истине, которая есть одновременно и истина Б., и истина человека, к природе, которая есть одновременно природа болезни и безмятежная природа мироздания. По Фуко, "отныне всякое объективное осмысление безумия, всякое познание его, всякая высказанная о нем истина будет разумом как таковым ... концом отчуждения в сумасшествии". Безумец прежде выступал Чужим относительно Бытия - человеком-ничто, иллюзией. Теперь он Чужой относительно себя самого, Отчужденный, Сумасшедший. Результатом выступает то, что "все то, что составляло неоднозначный, основополагающий и конститутивный опыт безумия" окажется утрачено в "сплетении теоретических конфликтов, связанных с проблемами истолкования различных феноменов безумия".
Главный тезис книги Фуко заключается в том, что до 19 в. не было Б.; психиатрия создала психические болезни; современная культура непреднамеренно создала такой образ психической болезни, в который можно вглядываться, ища разгадки сущности человека. По мысли Фуко, истина Б. связывает истину дурных инстинктов человека с его телом. Таковая истина несовместима с общественными нормами. Излечение безумных становится уделом других людей (ср. у Делеза: "Чтобы сойти с ума, нужны двое. С ума сходят всегда на пару"), а - как итог - "истина человека" как таковая посредством Б. и тела становится объектом научного исследования, надзора и управления.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
531.13 кб

Безумие, творчество и иррациональность: постановка проблемы и ее трактовка в работах М. Фуко

Осипова Екатерина Дмитриевна
В статье анализируется тема безумия и творчества в работах одного из наиболее выдающихся ученых XX в. Мишеля Фуко.
Читать PDF
222.17 кб

Безумная реальность шизофрении и «Сконструированное безумие» сюрреалистов (к вопросу об интерпретаци

Семенюк Ксения Анатольевна
По данным ВОЗ, количество диагнозов «шизофрения» растет. Арт-терапия, практикуемая в ходе реабилитации больных, даёт богатый художественный материал для интерпретации «языка» шизофрении.
Читать PDF
230.42 кб

Понятие «Социальное безумие» как феномен современного массового сознания

Волохова Елена Павловна
В статье описывается понятие «социальное безумие», введенное в социальной психиатрии, как одна из черт современного общества, подверженного стрессовому воздействию окружающего мира.
Читать PDF
837.35 кб

Безумие и агрессия в фильмах о маньяках: образ внутреннего безумия

Колотаев Владимир Алексеевич
Фильмы о маньяках рассматриваются как попытка решить важное эстетическое противоречие между взглядом героя на себя самого и взглядом на него со стороны, между субъективной и объективной интенцией в художественном произведении.
Читать PDF
623.11 кб

Мудрость и безумие в философии вдвоем

Серова И. А., Копеина Е. Л.
В статье представлены результаты философского исследования путей к здоровью, существующих в культуре, описаны представления об оптимальных режимах заботы о самом себе в рациональной и иррациональной диететиках.
Читать PDF
323.31 кб

Разум и безумие в структуре картезианского cogito. Три опыта истолкования «Метафизических размышлени

Карачевцева Лариса Николаевна
Статья представляет собой анализ полемики Мишеля Фуко и Жака Деррида, развернувшейся в 60-х годах ХХ столетия и посвящённой выяснению роли разума и безумия в декартовском сюжете о радикальном сомнении – том мыслительном эксперимен
Читать PDF
528.64 кб

Эпистемология болезни Мишеля Фуко: безумие как истина человека

Билибенко Ангелина Владимировна
Посвящается эпистемологии болезни, выстроенной в работах Мишеля Фуко. Анализируются работы «Психическая болезнь и личность» и «История безумия в классическую эпоху», указываются этапы формирования эпистемологического взгляда Фуко.
Читать PDF
9.02 мб

«Безумие» или новая жизненная компетентность?. .

Тульчинский Григорий Львович
В статье в полемической форме рассматриваются проблемы, отмеченные в статье М.В. Чекмарев и А.С. Чупрова, опубликованной в журнале «Социум и власть».
Читать PDF
401.80 кб

Разум и безумие: невозможность оправдания

Мавринский Илья Игоревич
Статья посвящена анализу отношений между разумом и безумием в контексте оппозиции классической и неклассической философской мысли.
Читать PDF
119.17 кб

2004. 02. 010. Боручофф Д. А. К вопросу о месте безумия, отклонений от нормы и эксцентричности в «До

Лозинская Е. В.
Читать PDF
512.12 кб

Антропологический статус безумия в культуре и зарождение психиатрии

Шестерикова Ольга Авенировна
В статье рассматривается проблема становления психиатрии в качестве легитимной области медицинского профессионального дискурса с XVII по XIX в.
Читать PDF
150.85 кб

Новое насилие: обзор сексопатологического безумия постсовременности

Некрасов С.Н.
Читать PDF
0.00 байт

Возможно ли сочетание эпилепсии и шизофрении? Связь между гениальностью и безумием

Киссин М.Я., Моисеева Е.
17–18 декабря2015 г.
Читать PDF
206.26 кб

Проблема взаимосвязи гениальности и безумия в современной науке

Шалаева Марина Владиславовна
На основании данных современной науки рассматривается проблема связи гениальности с безумием.
Читать PDF
189.94 кб

История безумия в постнеклассическую эпоху (на примере исследования социофобии)

Сагалакова О. А., Труевцев Д. В.