Биографический метод

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД
один из методов социологического исследования, где объектом является жизненный опыт индивидов.

Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД
biographical method) — использование личных документов (типа писем или дневников) для проведения социологических исследований. См. История жизни, Знанецкий.

Источник: Большой толковый социологический словарь

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД
способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении пути личности: ее личной истории и перспектив развития её бытия и взаимоотношений с другими людьми.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

Биографический метод
один из методов исследования, где объектом является жизненный опыт индивидов, участников определенного социального процесса. Источником информации могут служить письменные документы (дневники, воспоминания, письма).

Источник: Социология в России: глоссарий по книге

Биографический метод
использование личных документов для проведения социологических исследований [26.– С.83]. –один из широко распространенных методов социологического исследования, направленный на изучение жизненного пути индивида [9.– С.576].

Источник: Социология. Словарь.

МЕТОД БИОГРАФИЧЕСКИЙ (МЕТОД ЛИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ)
англ. method, approach/biographic(al) (method, life history/personal documents); нем. Methoden, biographische. По Ф. Знанецкому - метод исследования личных документов (автобиографий, дневников, мемуаров) представителей определенной группы лиц для выявления взаимосвязей между их установками и соц. средой.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Биографический метод
один из специфических методов анализа личных документов, при котором для решения какой-либо проблемы собирают и обобщают материалы, отражающие участие человека в тех или иных социальных событиях и его отношение к ним. На основе изучения документов дается описание различных социальных групп и процессов, в них происходящих.

Источник: Краткий словарь основных понятий по социологии

Метод биографический
(или метод личных документов) один из социологических методов исследования субъективной стороны обществ, жизни, основанный на т.наз. личных документах, в к-рых, кроме описания опред. обществ, ситуации, содержится также личный взгляд пишущего. К личным документам относятся письма, автобиографии, дневники, хроники, мемуары и все др.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

Биографический метод
метод исследования кадров, в основе которого лежит изучение индивидуального жизненного пути (социальный статус родителей, место жительства, условия социализации, образование, семья, рабочее место и т.д.). Обработка биографических данных с помощью специальных процедур контент-анализа, статистики и типологий позволяет проанализировать успешность той или иной будущей деятельности испытуемого [33, 38, 44].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД
один из методов исследования в социологии, основу которого составляет исследование истории жизни того или иного индивида. Биографический метод - это совокупность способов социального измерения, анализа и оценки материалов о жизни отдельных людей, рассказавших устно или письменно о своём жизненном, пути. С помощью интервью, анкетирования, тестов, изучения документов и т. д. получаются сведения о конкретной личности, а через неё и жизнь всего общества и государства. Этот метод используется наряду с другими социологическими методами.

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

МЕТОД БИОГРАФИЧЕСКИЙ (МЕТОД ЛИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ)
один из социологич. методов исследования субъективной стороны обществ. жизни, основанный на т. наз. личных документах, в к-рых, кроме описания опред. обществ. ситуации, содержится также личный взгляд пишущего. К личным документам относятся письма, автобиографии, дневники, хроники, мемуары и все др. высказывания или сообщения о высказываниях индивида, в к-рых находит выражение его личное отношение к пережитой им обществ. ситуации. На основе этих личных документов достигается описание различн. соц. групп, вырабатываются нек-рые гипотезы о том или ином соц. явлении, осмысляются опред. соц.-психологич. процессы, совершающиеся в группе. А.П. Огурцов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД
мультиметодологический подход, развивающийся в этнографии, социологии и психологии, преимущественно опирающийся на качественную исследовательскую парадигму. Б.м. направлен на исследование “истории” индивидуальной жизни человека, с акцентом на субъективных представлениях индивида о своей жизни и социальной реальности, выраженных в форме индивидуально-субъективного повествования. В качестве материалов в биографическом исследовании могут использоваться различные виды данных: устные жизненно-исторические свидетельства, результаты опросов, данные наблюдений, официальные и семейно-исторические документы и проч.
В центре внимания Б.м. выступает устное или документальное описание событий с точки зрения самого рассказчика в той форме, в которой субъект жизнеописания переживает, интерпретирует и определяет эти события. В истории жизни присутствуют три типа конкретизации субъекта (по М. Бургосу): субъект в качестве интервьюируемого; субъект как предмет, герой рассказа; субъект — рассказчик истории. Каждый из этих типов занимает самостоятельное положение в структуре повествования, потому может быть проанализирован отдельно. Еще одной особенностью Б.м. является возможность изучения процессуальности социальной жизни. В истории жизни рассказчик репрезентирует момент возникновения события, его развитие и завершение, а также самостоятельно выстраивает между несколькими событиями смысловые цепи.
В социальной работе с пожилыми людьми изучение их жизненных историй с применением Б.м. проводится в целях выявления эмоционально ярких воспоминаний, связанных с ситуациями преодоления жизненных трудностей. Стимуляция воспоминаний способствует принятию пожилыми людьми своей жизни; формируется понимание того, что жизнь прожита не зря.
А.К. Быков
Лит.: Манжула Г.Г. Биографический метод // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин и др. Мн.: Книжный дом, 2003; Хааг Л. Биографический подход // Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. В.И. Жукова. 2-е изд. М.: Изд-во РГСУ, 2008.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД
один из специфических методов анализа личных документов, при к-ром для решения к.-л. проблемы собирают и обобщают материалы, отражающие участие человека в тех или иных социальных событиях и его отношение к ним. На основе этих документов достигается также описание различ. социальных групп, вырабатываются нек-рые гипотезы о том или ином социальном явлении, осмысляются опред. социально-психологические процессы, совершающиеся в группе. Первыми классическими образцами использования Б. м. были работы У. Хили «Преступник» (1915) и «Душевные конфликты и неправильное поведение» (1917), в 20-е гг. Э. Т. Крейгер исследовал личные документы — письма, дневниковые записи и письменные исповеди. Б. м. теоретически разработан Томасом и Знанецким, к-рые в своей работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1919) проанализировали корреспонденцию между семьями, уехавшими в США и оставшимися на родине, автобиографии эмигрантов для того, чтобы выяснить взаимодействие между культурными ценностями и установками личности, механизмы и процесс приспособления личности к новым социальным условиям. Хили в 1923 г. на ежегодном симпозиуме социологов провозгласил Б. м. лучшим способом восполнения учеными своего незнания человеческой личности, ее поведения и психической жизни. Узнать мотивацию социального поведения, утверждал он, возможно, только познав семейные обстоятельства, наследственность, образ жизни, социальные контакты человека.
При различ. применении Б. м. его сторонники (кроме уже упомянутых следует назвать также Лассуэлла, Р. Ш. Каван, Г. Зорбо, Кули, Мида) сходились на том, что в формировании личности осн. значение имеют именно биографические факты — личные взаимоотношения с членами семьи и группы, переломные моменты жизни, наследственность, степень и характер подавления подсознательных инстинктов — биологического наследия, связывающего человека с породившей его природой. Подчеркивалось, что Б. м. способствует установлению плодотворного междисциплинарного сотрудничества в исследовании и разрешении социальных проблем. После бурного увлечения им в 20—30-х гг. (в США, напр., даже издавался для широкой публики специальный журнал) Б. м. уступил место более общему социально-психологическому подходу. Применение Б. м. связано со специфическим пониманием предмета социол. исследования, к-рое не может отвлечься от анализа установок, мотивов личности, от роли субъективных элементов в социальных процессах. С этим связаны как достоинства, так и недостатки Б. м.: отсутствие репрезентативности; субъективная окрашенность воспоминаний, незнание социального явления в целом. А. П. Огурцов

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.