БИЗНЕС-ПЛАН
БИЗНЕС-ПЛАН
документ, в котором комплексно, системно и детально обосновывается инвестиционное предложение и определяются основные характеристики инвестиционного проекта
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Бизнес-план
документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого проекта (предприятия), анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. БП является необходимым в рыночных условиях инструментом технического, организационно- экономического, финансо- вого, управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банками и инвестиционными, сбытовыми организациями, посредниками, потребителями. БП считают также основным документом, на основании которого партнеры и инвесторы дают деньги. БП имеет два принципиальных направления: внутреннее - подготовить заказчику информационное досье, программу реализации проектного предложения с оценкой результатов на каждом этапе его реализации; внешнее - информировать о технических, организационно- экономических, финансовых, юридических и прочих преимуществах (а также рисках и проблемах) внешнего инвестора, другие заинтересованные организации, муниципальные органы, принимающие решения (например, коммерческие банки, предоставляющие кредит).
Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014
БИЗНЕС-ПЛАН
план, программа осуществления бизнесопераций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Б.-п. — краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения. Б.-п. является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать Б.-п. как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления.
Б.-п. — программный продукт, вырабатываемый в ходе бизнеспланирования.
Иногда Б.-п. отождествляют с техпромфинпланом, который был основным плановым документом деятельности предприятий в СССР.
В нашей стране все больше появляется возможностей для индивидуального предпринимателя в плане поиска источников финансирования своего бизнеса.
По большому счету Б.-п. — это документ, необходимый для осуществления мероприятий по становлению и развитию бизнеса. В нем пишется подробный план каждого шага на пути к достижению определенной цели. Б.-п. пишется для предприятия один раз и осуществляется один раз. Подробные программы развития на последующие периоды уже не являются Б.-п. Многие директора предприятий путают эти два понятия. Ежегодно составляются планы работы на год, планы развития на год, на два, на три года. Но Б.-п. — это особый документ, который призван изложить цель бизнеса, его миссию, его финансовую и производственную стратегии, программы по сбыту и маркетингу и прочие моменты.
Б.-п. обязательно должен быть ориентирован на конечный результат, который будет описан подробно и измеримо. Это особенно важно при отчете перед инвесторами о реализации их средств и получении отдачи от проекта.
С помощью Б.-п. предстоит управлять своим производством, поэтому он должен содержать стратегию развития, все инструменты, которые будут использоваться, поэтому нужно писать то, что реально достижимо.
Целей у Б.-п. несколько, главные из них: убедить инвесторов в привлекательности вашего проекта, составить план конкретных действий для вас как для предпринимателя в процессе получения конечного финансового результата.
Стандартный Б.-п. в соответствии с методиками его разработки, утвержденными в Российской Федерации, состоит из следующих разделов:
— меморандум о конфиденциальности;
— резюме;
— описание предприятия и отрасли;
— описание продукции;
— план маркетинга;
— инвестиционный план;
— производственный план;
— организационный план;
— финансовый план и показатели эффективности бизнесплана;
— анализ рисков (анализ чувствительности);
— выводы; — приложения.
Следует отметить, что именно данная разработка является наиболее качественной и является основой для оценки эффективности Б.-п.
И.Н. Маяцкая
Лит.: Синяева И.М., Земляк С.В., Синяев В.В. Маркетинг в предпринимательской деятельности: Учебник / Под ред. Л.П. Дашкова. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2010.
Б.-п. — краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения. Б.-п. является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать Б.-п. как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления.
Б.-п. — программный продукт, вырабатываемый в ходе бизнеспланирования.
Иногда Б.-п. отождествляют с техпромфинпланом, который был основным плановым документом деятельности предприятий в СССР.
В нашей стране все больше появляется возможностей для индивидуального предпринимателя в плане поиска источников финансирования своего бизнеса.
По большому счету Б.-п. — это документ, необходимый для осуществления мероприятий по становлению и развитию бизнеса. В нем пишется подробный план каждого шага на пути к достижению определенной цели. Б.-п. пишется для предприятия один раз и осуществляется один раз. Подробные программы развития на последующие периоды уже не являются Б.-п. Многие директора предприятий путают эти два понятия. Ежегодно составляются планы работы на год, планы развития на год, на два, на три года. Но Б.-п. — это особый документ, который призван изложить цель бизнеса, его миссию, его финансовую и производственную стратегии, программы по сбыту и маркетингу и прочие моменты.
Б.-п. обязательно должен быть ориентирован на конечный результат, который будет описан подробно и измеримо. Это особенно важно при отчете перед инвесторами о реализации их средств и получении отдачи от проекта.
С помощью Б.-п. предстоит управлять своим производством, поэтому он должен содержать стратегию развития, все инструменты, которые будут использоваться, поэтому нужно писать то, что реально достижимо.
Целей у Б.-п. несколько, главные из них: убедить инвесторов в привлекательности вашего проекта, составить план конкретных действий для вас как для предпринимателя в процессе получения конечного финансового результата.
Стандартный Б.-п. в соответствии с методиками его разработки, утвержденными в Российской Федерации, состоит из следующих разделов:
— меморандум о конфиденциальности;
— резюме;
— описание предприятия и отрасли;
— описание продукции;
— план маркетинга;
— инвестиционный план;
— производственный план;
— организационный план;
— финансовый план и показатели эффективности бизнесплана;
— анализ рисков (анализ чувствительности);
— выводы; — приложения.
Следует отметить, что именно данная разработка является наиболее качественной и является основой для оценки эффективности Б.-п.
И.Н. Маяцкая
Лит.: Синяева И.М., Земляк С.В., Синяев В.В. Маркетинг в предпринимательской деятельности: Учебник / Под ред. Л.П. Дашкова. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2010.