развитие благотворительной деятельности в России от древности до наших дней. Своими корнями она уходит во времена древних славян, которые развивали традиции общинной помощи нуждающимся. Поворотным пунктом в развитии Б. в Р. стало её крещение, в результате которого статус государственной религии приобрело христианство. С одной стороны, оно интенсифицировало развитие благотворительности, получившей теоретическое обоснование в виде христианского учения о любви и милосердии, а с другой – породило явление нищелюбия. Возводя нищенство в культ, нищелюбие имело своим результатом увеличение числа нуждающихся, для многих из которых попрошайничество стало своего рода профессией, передававшейся от одного поколения к другому. К середине 16 в., когда на русском престоле находился Иван Грозный, для многих представителей как светской, так и духовной власти стало очевидным негативное влияние роста нищенства на общественную стабильность, сохранение которой связывалось ими с вмешательством государства в дело помощи нуждающимся. Конец эпохи нищелюбия пришёлся на время царствования Петра I, хотя изменение отношения государства к нуждающимся произошло уже при его старшем брате Фёдоре Алексеевиче. Это изменение заключалось в том, что государство заявляло о необходимости дифференцированного подхода к нуждающимся, при котором помощь оказывалась бы только тем, кто действительно в ней нуждался, а не притворялся нищими.
Негативное отношение Петра I к милостыни привело к значительному сокращению частной благотворительности, которая стала возрождаться только при Екатерине II, разделявшей со своим соратником Бецким приверженность просветительским идеям. К церковной и частной благотворительности, существовавшей в России с древнейших времён, в 19 в. добавилась общественная. Соответственно своему названию она представляла собой благотворительную деятельность общественных организаций, многие из которых находились под покровительством членов царской фамилии. Выдающийся вклад в развитие частной благотворительности в России внесли представители купеческих родов, прежде всего Бахрушины, Морозовы, Солодовниковы и Боевы. Средства, выделявшиеся ими на благотворительные цели, шли на строительство богаделен, больниц и даровых столовых. Поскольку благотворительная деятельность рассматривалась идеологами марксизма как буржуазное явление, в Советской России она стала сознательно сворачиваться. Уже в первые месяцы существования новой власти многие благотворительные организации были распущены, а принадлежавшее им имущество перешло к Народному комиссариату государственного призрения. Возрождение благотворительности в России началось во второй половине 80-х годов, когда новое руководство страны во главе с М. С. Горбачёвым провозгласило курс на перестройку и демократизацию общественной жизни. Благотворительная деятельность стала одной из предпосылок, на основе которых в 1991 г. в России началось становление социальной работы.