Блур Дэвид
Блур Дэвид
английский социолог и психолог науки. Один из основателей когнитивной парадигмы в современной социологии науки. Специалист в области научного знания. Автор т.н. «сильной парадигмы», целью которой является ликвидация барьеров на пути социологического изучения науки.
Источник: Глоссарий по социологии. Фин. университет при правительстве РФ. Проект www.fa.ru
БЛУР Дэвид
(р. 1942) — англ. социолог и психолог науки. Работает лектором Эдинбургского ун-та, входит в группу социологов, к-рые на рубеже 70-х гг. выступили инициаторами в разработке когнитивной социологии науки. Специалист в области социологии научного, в частности математического, знания. Б.— автор т. наз. «сильной программы» в социологии знания, целью к-рой явл. ликвидация барьеров на пути социол. изучения научного знания. Эта цель достигается путем релятивистской переинтерпретации науки, согласно к-рой наука в целом, включая содержание естеств.-научных теорий и математического знания, может рассматриваться как производное от социальных интересов и социального контекста развития знания в целом. С этой т. зр. методы социол. анализа науки ничем не отличаются от исследовательских подходов к таким феноменам культуры, как миф, религия, мораль. Учитывая, что тем самым автоматически снимается проблема адекватности научного знания объективной реальности, Б. вводит в программу принцип равносильности истинности и (или) ложности «верований», к к-рым относит и положения науки, а также утверждение, что и те и др. обусловлены одними и теми же причинами. Б. не отрицает объективности знания, но полагает, что объективность носит социальный характер и выражается в имперсональности, независимости от личных предпочтений субъекта. Объективность любого математического правила, по Б., явл. продуктом конвенции. Исследуя в этих концептуальных рамках различ. ситуации в истории науки, ставя в центр внимания «контекст открытия», Б. проводит прямые параллели между воззрениями на природу, с одной стороны, и политическими позициями, социальными интересами и взглядами на об-во — с др. Но поскольку этот социальный «контекст открытия» оказывается единственным детерминирующим фактором развития науки, то «сильная программа» ведет к абсолютизации его роли и служит источником вульгарного социологизма в объяснении природы науки.