Бодрийяр Жан

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Бодрийяр Жан
французский социолог и культуролог, преподавал в Парижском университете, также в ведущих учебных заведениях США и Европы. Испытал сильное влияние К. Маркса, Э. Дюркгейма, структуралистов, особенно структурных лингвистов, Р. Барта, М. МакЛюэна, А. Лефевра, и, конечно, М. Фуко, взяв у него идею деконструкции. Ученый является автором ряда постмодернистских теорий: «конца социального»; потребительского общества, в котором господствуют симулякры и символический обмен; концепции гиперреальности. – Соч.: Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995; В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000; Прозрачность зла или конец социального. М.: Добросвет, 2000; Соблазн. М.: Ad margien, 2000; Америка. М.: Владимир Даль, 2000; К критике политической экономии знака. М.: Библион-Русская книга, 2003; Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика; Культурная революция, 2006; Пароли. От фрагмента к фрагменту. Екатеринбург: У-Фактория, 2006; Экстаз коммуникации // The AntiAesthetic. Essays on Postmodern Culture // www.sociology.narod. ru; Baudrillard, J. The Mirror of Production. St. Louis: Telos Press, 1975; For a Critique of the Political Economy of the Sign. US: Telos Press, 1981; Simulations. New York: Semiotext(e), 1983; Selected Writings. Stanford: Stanford University Press, 1988; Cool Memories. London: Verso, 1990; Fatal Strategies. New York: Semiotext(e), 1990; Symbolic Exchange and Death. London: Sage, 1993; The Transparency of Evil: Essays on Extreme Phenomena. London: Verso, 1993; The Illusion of the End. Palo Alto: Stanford University Press, 1994. - Литература: Самарская Е. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006; Дьяков А. В. Стратегии «радикального мышления» / под ред. А. С. Колесникова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

Бодрийяр Жан
(Baudrillard), Бадрыяр Жан (1929-2007) выдающийся французский философ и социолог, один из ведущих представителей постструктурализма и постмодернизма, сумевший поставить диагноз состоянию западного общества и культуры в ситуации «постсовременности». Основные работы: «Система вещей» (1968), «Зеркало производства» (1973), «Символический обмен и смерть» (1976), «Симулякры и симуляция» (1981), «Прозрачность зла» (1990) и др. Бодрийяр начинал с переосмысления марксизма под влиянием лингвистики Ф. де Соссюра и психоанализа Ж. Лакана, но в дальнейшем от критики политэкономии перешел к собственной теории знака. Такой подход рассчитан на анализ не товарной формы стоимости, но ее знаковой природы, что позволяет выделить несколько вариантов логики развития социальных процессов. Бодрийяр выделяет функциональную логику потребительской стоимости, основанную на принципе полезности, экономическую логику меновой стоимости, основанную на принципе эквивалентности, дифференциальную логику знаковой стоимости, работающей по принципу различия, а также логику символического обмена, объединяющую все предыдущие на основе принципа амбивалентности, где происходит «обратимость» объекта, который становится товаром и превращается в знак. В современных брендах товар и знак отождествляются и подменяют друг друга, причем знаки отрываются от объектов и наделяются произвольным смыслом, что приводит к разделению материального и символического производства. Такой механизм сигнификации способствует установлению тотального экономического, политического и идеологического контроля, цель которого — вытеснение хаоса, смерти и энтропии за пределы социальной системы для придания ей стабильности и единства. Испытывая перенапряжение при выполнении такой сверхзадачи, система сознательно упрощает свою цель до «симуляции вечности» за счет отказа от реальности и замыкания на самой себе. Исторически этот процесс Бодрийяр описывает в виде последовательной смены трех эпох в развитии западной цивилизации: 1) «подделка социальности» в доиндустриальный период от Ренессанса до промышленной революции; 2) «производство социальности» в период развития капитализма; 3) «симуляция социальности» в эпоху постиндустриализма. В результате непрерывной эксплуатации символического кода как инструмента социального контроля к концу ХХ века знаки окончательно отрываются от своих референтов и получают полную автономию, замыкаясь на самих себе. Они превращаются в «симулякры» («копии копий», по Платону), которые воспроизводят и транслируют образы без соотношения с внеположенной им реальностью. Бодрийяр показывает этот процесс как переход от возможности знака отражать реальность к ее маскировке, подмене ее отсутствия и окончательной утрате соотношения с ней. Современная эпоха представлена Бодрийяр как период промышленного производства симулякров, бесконечно копирующих и тиражирующих самих себя в обращении лишь к собственной реальности. Вся иная реальность, в том числе историческая, оказывается присвоена масс-медиа и характеризуется «сверхтекучестью», «сверхпроводимостью» и перенасыщенностью мнимыми событиями. Бодрийяр подвергает радикальной критике институт СМИ с его монополией на производство смыслов и требует отказа от самой операциональной формы массмедиа, их функциональной и технической структуры, неразрывно связанной с системой социального контроля и власти. Казалось бы, НМ могут стать альтернативой процессам односторонней коммуникации и подвергнуть деструкции систему медиа, обеспечивающую дезорганизацию и «молчание масс» — но тогда пришлось бы отказаться от самого понятия «медиум». Однако НМ не способны на это, поскольку воспроизводят и даже усиливают логику имплозии социальной системы, поддерживая «вирулентность» коммуникационной среды и «гиперреальность» тотальной симуляции, где во всеобщем информационном шуме окончательно стираются различия между подлинным и мнимым, оригиналом и копией, истиной и ложью.
Литература Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции // Философия эпохи постмодерна. Минск: Красико-принт, 1996. С. 32-47. Бодрийяр Ж. Злой демон образов // Искусство кино. 1992. № 10. С. 64-70. Бодрийяр Ж. Реквием по массмедиа // Поэтика и политика. М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1999. - С. 193-226. Бодрийяр Ж. Войны в заливе не было // Художественный журнал. 1994. № 3. С. 33-35. Дьяков А.В. Жан Бодрийяр: стратегии «радикального мышления». СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2008. А. Сарна

Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
270.66 кб

Памяти Жана Бодрийяра

И.Г.
Читать PDF
1.80 мб

Пароксизм. Памяти Жана Бодрийяра

Дьяков А.В.
Читать PDF
372.23 кб

Символика дискурса Жана Бодрийяра

Закирова Татьяна Валерьевна, Кашин Валерий Васильевич
Данная статья посвящается выявлению интеллектуальных истоков концепции Ж. Бодрийяра.
Читать PDF
159.54 кб

Идеология массы в философии Жана Бодрийяра

Стоян А. А.
В статье рассматривается основные положения идеологии масс, являющиеся частью концепции Жана Бодрийяра о «молчаливом большинстве».
Читать PDF
172.40 кб

Социально-критическая теория Жана Бодрийяра

Фурс Владимир Николаевич
Читать PDF
104.99 кб

Концепция виртуальной реальности Жана Бодрийяра

Закирова Татьяна Валерьевна, Кашин Валерий Васильевич
Статья посвящена концепции виртуальной реальности Ж. Бодрийяра. Рассмотрены пред/ ставления об онтологическом статусе виртуальной реальности, ее истоках и зависимости от современных технологий.
Читать PDF
247.68 кб

Трансформация реальности в концепции жана Бодрийяра

Серкова Вера Анатольевна
В статье анализируется истолкование смысла реальности в философии Жана Бодрийяра. С начала 70-х гг.
Читать PDF
134.88 кб

Концепция деперсонализации в теории масс Жана Бодрийяра

Мурейко Лариса Валериановна
Рассматривается связь между процессами деперсонализации в «обществе потребления», способами создания искусственной индивидуальности посредством знаковой системы и изменением образов реальности.
Читать PDF
9.80 мб

От Джона Локка - к Жану Бодрийяру (критические заметки об идентичности)

Гуревич Павел
В статье выявляется различие в трактовке понятия идентичности в классической и постмодернистской философии. Автор показывает, что данная тема появилась в истории европейской философии после выхода в свет работ Дж. Локка и Д. Юма.
Читать PDF
375.73 кб

Теория Жана Бодрийяра как вариант «Типичного» постмодернизма в социологии

Чудова И. А.
Предложен вариант идентификации постмодернистской социологической теории с аргументацией в виде комплекса критериев связь с постструктурализмом, критическая позиция в отношении модернизма, уклонение от идентификации, концепция пос
Читать PDF
176.00 кб

Экономика и эстетика воспроизведения: от Вальтера Беньямина до Жана Бодрийяра

Погребняк Александр Анатольевич
Статья посвящена анализу взглядов В. Беньямина и Ж. Бодрийяра на воспроизвеление как эстетическую и экономическую проблему.
Читать PDF
195.07 кб

Симуляция как фактор эволюции социального и политического в теории Жана Бодрийяра

Франц В. А.
В статье представлена точка зрения философа-постмодерниста Жана Бодрийяра на проблему возникновения симулякров и использования технологий симуляции. Рассматривая динамику симулякров Ж.
Читать PDF
172.64 кб

Концепция симулякра Жана Бодрийяра: методология «Алеаторного мышления» и трансформация субъекта в об

Бронзино Любовь Юрьевна
Концепция Жана Бодрийяра, одного из самых популярных теоретиков постмодернизма, представляет собой обоснование, с одной стороны, своеобразной методологии, которая связана с фрагментарностью как базовым признаком неклассической рац