БОГДАНОВ Александр Александрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

БОГДАНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
(настоящая фамилия Малиновский, 1873 – 1928) — русский профессиональный революционер (социал-демократ), ученый, философ, писатель, медик по образованию. С 1926 г. работал директором Института переливания крови. В теории организации известен своей книгой «Всеобщая организационная наука», или «Тектология», впервые выпущенной полностью (в двух томах) в 1925 — 1929 гг. Хотя эта работа далека от изучения специфики социальных целостностей, именуемых в современной науке организациями, она предвосхитила ряд положений общей системной теории и кибернетики, повлиявших позднее на развитие отечественной организационной теории и социологии организаций. Наука о всеобщей организации рассматривается как универсальная методология, предполагающая трактовку любой сложной целостности как системы. Базовыми отношениями в системе являются: отношения ее частей; отношения целого с внешней средой. Введены понятия организационного комплекса и типа организационного комплекса (уровень организованности). Предвосхищено понятие синергии: уровень организованности зависит от того, насколько больше (в организованных системах) или меньше (в неорганизованных системах) целое суммы своих частей. Выделено два универсальных типа системы: централистический (ингрессия) и скелетный (дегрессия). Высказана идея изоморфизма различных структур и определены принципы организации (цепная связь, закон наименьших чисел, принцип минимума и др.), претендующие на универсальное значение.
Тектология издавалась в нашей стране два раза. Последнее издание: Тектология. Всеобщая организационная наука. Кн. I и 2. М., 1989.

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000

БОГДАНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

псевдоним; наст. фам. Малиновский) Александр Александрович (1873- 1928) - русский социолог, философ, экономист, политич. деятель, ученый-естествоиспытатель. Б. приобрел известность как экономист своим "Кратким курсом экономич. науки" (1896). Свою т.зр., к-рая была выработана им после 1908 г., Б именовал "импириомонизмом", суть к-рого заключается в рассмотрении "физич." и "психич." как различ. образом организованных элементов единого опыта: психическое - индивидуально организованный, физическое - социально согласованный, социально организованный опыт; время, пространство, причинность и закономерность в природе рассматриваются как формы социально организованного опыта. Отличительным признаком соц. жизни Б. считает ее сознательно психич. характер: социальность нераздельна с сознательностью, а потому обществ. бытие и обществ. сознание тождественны. Смысл идеи прогресса Б. видит в "возрастающей полноте и гармонии жизни сознания", а идеалом развития об-ва (как и природы) является равновесие, трактуемое как отсутствие противоречий. Экономика лишь "пограничная область технич. и идеологич. прогресса", а собственность на средства производства - внешнее выражение организационных функций собственника. Поэтому соц. дифференциация определяется не собственностью на средства производства, а владением-организационным опытом. В ходе борьбы за организацию "хаоса" элементов в "физич." мир люди делятся на соц. группы в зависимости от специализации и на классы - рез-т организационно-идеологич. обособленности организаторов и исполнителей. Б. стремился дополнить марксистскую теорию классов и классовой борьбы идеей "организационно-идеологич." творчества масс: поскольку господствующим классом является класс организаторов производства, то путь к уничтожению классов лежит не в завоевании власти, т. е. через революцию, и переходе средств производства в руки трудящихся, а в обобществлении организационного опыта путем идеологич. воспитания рабочего класса, в ходе создания особой "пролетарской культуры". Развитию эмпириомонизма в области обще-ствознания служила "всеобщая организационная наука" - тектология (от греч. tektonike - строительное искусство). В ее основе лежат идея "единства опыта", получаемого активно-организационным путем, и принцип равновесия. Нарушения этого принципа составляют предмет организационной диалектики. По Б., все предложенные в "Тектологии" схемы носят универсальный характер. Для описания обществ. "порядка" Б. впервые в России применил термин "соц. система". Об-во, по Б., - сочетание многих элементов: внешних (физич. природная среда - климат, флора, фауна; взаимодействие с др. об-вами) и внутренних, среди к-рых решающая роль принадлежит группам, выполняющим функции управления; причем к числу равноправных факторов он относит и идеологию этих управляющих групп. Об-во как система, по мысли Б., демонстрирует состояние равновесия. Поэтому тезис К. Маркса: философы до сих пор объясняли мир, а задача заключалась в том, чтобы изменить его, - Б. интерпретирует так: философия как созерцательная по своему существу наука должна быть отброшена и заменена тектологией. Задача тектологии - не "представлять" мир в виде единого целого, но превратить его в организованное целое, "каким он реально не был". Соч.: Очерки по философии марксизма. СПб., 1908; Философия живого опыта. СПб., 1913; Очерки всеобщей организационной науки. Самара, 1921. A.M. Черных.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Похожие термины: