система соотношений численностей различных групп бракоспособного населения.
Брачный рынок
Брачный рынок
Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики
Брачный рынок (Marriage market)
система соотношений численностей различных групп бракоспособного населения, образующая общие рамки брачного выбора.
Брачный рынок
термин, часто используемый в научной литературе для характеристики всей совокупности потенциальных женихов и невест в населении, а также всей системы их взаимных притязаний и требований к будущим супругам. Для брачного рынка, как и для обычного, характерны понятия спроса и предложения. Есть категории женихов и невест, которые "котируются" высоко или низко. На популяционном уровне эта котировка зависит от соотношения численности бракоспособного населения, то есть не состоящих в данный момент в браке, мужчин и женщин тех или иных возрастов, с учетом возможной разницы лет между женихами и невестами. На индивидуальном уровне это зависит не только от объективных демографических характеристик потенциальных женихов и невест, но и от их субъективных притязаний. Вопреки распространенному мнению, к брачному рынку относится не только заключение (или попытки заключения) браков с помощью публикации брачных объявлений в газетах, обращения в брачные конторы и картотеки и т.д. Это – лишь один из видов брачного рынка, который можно назвать организованным. Мужчины и женщины, которые знакомятся случайно, или, по крайней мере, без помощи посредников, – тоже находятся на брачном рынке. Но это – стихийный брачный рынок. Знакомства с целью брака, устроенные родителями, друзьями, подругами и другими лицами, которые не являются профессиональными брачными посредниками и не берут платы за свои услуги, имеют место на брачном рынке промежуточной формы. Однако, для всех форм брачного рынка характерны одни и те же закономерности. В любом случае, 20-летняя девушка, конечно, имеет больше шансов на брак, чем 45-летняя вдова, особенно если последняя желает выйти замуж лишь за ровесника и не рассматривает как возможных женихов людей на 10 и более лет старше себя. Стихийный брачный рынок отличается от организованного (и от промежуточной формы) тем, что люди часто знакомятся без изначального намерения вступить в брак и без предварительной информации друг о друге. Однако у них, так же, как и у тех, кто прибегает к помощи посредников, есть определенные представления о будущем супруге. Они могут быть объективными (возраст, рост, образование, доход, социальный статус и т.д.), так и чисто субъективными, которые вообще не поддаются формализации. Мужчина, подающий брачное объявление в газету, может четко указать, что не желает знакомиться с женщинами, имеющими детей. Но если он случайно познакомится с женщиной, у которой есть ребенок и она ему понравится, то, когда он узнает о ребенке (что может произойти через какое-то время), это его уже не удержит. То же самое относится к ситуации, когда женщина значительно старше его и к другим случаям "мезальянса" (неравного брака). Мезальянсы более вероятны на стихийном брачном рынке. На организованном рынке подобные варианты либо исключаются сразу же после получения предварительной информации о кандидатуре в женихи или невесты, либо допускаются лишь в тех случаях, когда очевидный "минус" (например, ребенок) компенсируется столь же явным "плюсом" (например, квартирой). А. СИНЕЛЬНИКОВ
Источник: Демографический понятийный словарь.