БРОМЛИ Дэвид

Найдено 1 определение
БРОМЛИ Дэвид
(р. 1941) - американский исследователь религии, профессор факультета социологии и антропологии университета Содружества в Ричмонде. Получил социологическое образование, преподавал и вел научную работу в университетах Вирджинии и Техаса. Член исполнительного совета Ассоциации социологии религии, в 1994 г. избирался ее президентом; руководитель серийного издания «Религия и социальный порядок». Первоначально научные интересы Б. определялись проблемами социологии политики. Исследуя девиантные и конфликтные ситуации в политических процессах, он обратил внимание на участие в них некоторых новых религиозных движений (НРД). В аналитическом очерке, посвященном деятельности Церкви Объединения в США (1979), Б. рассмотрел особенности образования и функционирования этого НРД по аналогии с предпринимательскими и политическими организациями. Позднее, в исследованиях 1980-х годов, анализируя экономическую вовлеченность этого и некоторых других НРД, он пришел к выводу о наличии в их деловой активности общих свойств с существующими методами ведения бизнеса. Это обстоятельство, по его мнению, имело двоякие последствия. С одной стороны, сумевшие найти свое место в структурах бизнеса НРД стали вполне респектабельными религиозно-экономическими корпорациями, принадлежность к которым уже не считается признаком асоциальности. С другой стороны, НРД оказывались конкурентами действующим участникам предпринимательской сферы, и это по-своему усиливало мотивацию неприязненного отношения к ним в обществе. Как способ их устранения стали применяться обвинения НРД в насилии над последователями, «промывке мозгов» и других отрицательных чертах. По наблюдениям Б., негативное отношение к НРД нашло поддержку у семей ушедших в эти движения неофитов и со стороны организаций традиционных религий, озабоченных массовым «вероотступничеством». Возникла даже специальная практика так называемого «депрограммирования » членов НРД с целью их возвращения к нормальной жизни (Б. описал это в статье 1988 г. «Депрограммирование как способ выхода из новых религиозных движений»). По мнению Б., давление на НРД сближало их положение с различными протестными социальными движениями, временами вызывая с их стороны ответную экстремистскую реакцию. При этом «антикультистские» организации действовали не менее радикально, в каких-то случаях умышленно преувеличивая опасность НРД или же придумывая таковую. Тема НРД стала ведущей в социологии религии Б. Многие публикации по этой теме в 1990-е годы написаны им вместе с Ричардсоном (о причинах намеренной дискредитации НРД), Роббинсом (о государственном контроле за организационными структурами НРД), Хэдденом (обзор квази-религий, культов и сект религиозных в США), Шюпом (об «антикультистском» движении) и с рядом других американских социологов, также активно занимавшихся проблемами новых форм религиозности. Привлекая исторический материал, Б. показал, что некоторые из современных влиятельных конфессий, не приемлющих НРД, некогда сами прошли аналогичный путь, появившись как новация, враждебно встреченная в сложившемся религиозном спектре. Наряду с этим и в традиционных религиях происходит процесс маргинализации каких-то групп, противопоставляющих себя церковному официозу. В целом же положение НРД в обществе и реакция на них «антикультистского» движения рассматривались Б. в общем контексте противостояния традиционных социальных институтов и явлений контркультуры.

Источник: Социология религии. Словарь.