финансовый план, который суммирует доходы и расходы за определенный период времени.
Бюджет
Бюджет
Бюджет
форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления.
Бюджет
1) совокупность личных расходов и доходов за определенный период времени; 2) предположительное исчисление ожидаемых доходов и расходов государства, организации, учреждения или отдельного лица на определенный срок.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
БЮДЖЕТ
от англ. budjet) - англ. budget; нем. Budget. 1. Совокупность личных (индивидуальных, семейных, организационных и т. д.) расходов и доходов за определенный период времени. 2. Предположительное исчисление ожидаемых доходов и расходов государства, учреждения или отдельного лица на определенный срок.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
БЮДЖЕТ
смета денежных доходов и расходов. Бюджет может иметь любая социальная система: государство, предприятие, организация, семья и т. д., для которой он служит контрольным эталоном её экономического состояния и деятельности. Государственный бюджет принимается высшим законодательным органом страны и является основным регулятором социальной политики.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Бюджет
budget), составляемый семьей, компанией, првом план ожидаемых доходов и расходов. Б. центр, прва, как правило, составляется ежегодно, но в исключительных обстоятельствах это может происходить и чаще. Обычно отражает предполагаемые налоговые поступления и правит. расходы на след, финанс. год. Начиная с Кейнса гос. Б. был признан гл. инструментом регулирования спроса в масштабах всей экономики. Совокупный спрос имеет тенденцию к росту, если пр-во увеличивает свои расходы, так что они начинают превышать его доходы от налоговых поступлений, и уменьшаться, если правит. расходы растут медленнее налоговых поступлений. Когда доходы гос-ва равны его расходам, имеет место сбалансированный Б. Если доходы превышают (не покрывают) расходы, то имеет место бюджетный профицит (дефицит). Профицит означает, что пр-во выполняет свои долговые обязательства (в отношении собственных граждан или иностранцев); дефицит — что пр-во увеличивает свой долг (дефицитное финансирование, фискальная политика, долг).
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
БЮДЖЕТ
(от старонормандского bougette — кошелек, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами) — схема доходов и расходов определенного объекта (семьи, бизнеса, организации, государства и т.д.), устанавливаемая на определенный период времени, обычно на один год. Б. — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный Б.). Изучением Б. занимается наука финансы.
Государственный Б. — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т.д. В нем определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счет государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению Б., а также составлению и утверждению отчета о его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется “бюджетный процесс”.
В бюджетную систему Российской Федерации входят Б. следующих видов:
— федеральный Б.; — Б. субъектов РФ (региональные Б.); — Б. муниципальных образований (местные Б.).
Согласно ст. 215.1 БК РФ кассовое обслуживание исполнения Б. бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
Если запланированные доходы государственного Б. превышают расходы Б., то это называется “бюджетный профицит” (или “профицит бюджета”). Если запланированные расходы Б. превышают доходы, то это называется “бюджетный дефицит” (или “дефицит бюджета”). ́ Когда при исполнении Б. уровень дефицита Б. превышает установленный при утверждении Б. показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов Б., то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое “урезание” запланированных Б. расходов называется “секвестр”.́
Б. организации — документ, описывающий деятельность центра финансовой ответственности (ЦФО) или отдельной функциональной области (например, продажи, закупки, производство и т.д.) за определенный период, выраженный количественно в стоимостных и/или натуральных показателях. Основные типы Б.:
— функциональный Б.; — Б. ЦФО; — управленческий Б.
Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), — методология подготовки и исполнения Б., при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.
Концепция Б. Российской Федерации на 2015 г., а также на период 2016–2017 гг. была принята постановлением Совета Федерации. Ввиду существенного снижения роста экономических показателей формирование проекта на очередной финансовый год проводилось при усложненной геополитической ситуации.
Для обеспечения устойчивости проектируемой бюджетной системы российскому правительству необходимо было восполнять дефицит средств. Для этого понадобилось:
— кардинально повышать эффективность расходов;
— выявлять свободные, доступные финансовые резервы;
— изыскивать дополнительные источники необходимых для формирования госсметы доходов.
Возможными резервами, которые правительство могло бы эффективно использовать для достаточной стабилизации, были бы:
— деофшоризация. Как известно, регулярный вывод финансовых активов государства, а также негосударственных средств влечет существенное сокращение поступлений налоговых платежей. Значительный ущерб от офшорных операций выявляется в топливно-энергетической сфере, при реализации муниципальных, государственных контрактов;
— отмена льгот, не имеющих эффективности. Сумма выявленных дополнительных средств определялась при мониторинге, оценке льготных налоговых платежей.
Заседание правительства РФ одобрило бюджетный проект грядущего года. Основные характеристики составлялись согласно бюджетному правилу — расходы не увеличивали. На будущий трехлетний период запланирован дефицит госбюджета в размере 430,836 млрд руб., что составляет 0,6% от ВВП. Этот показатель на 1% ниже, нежели размер дефицита в предыдущем году.
Доходы государства спланированы в размере 15,082 трлн руб. Соответственно, расходы — порядка 15,513 трлн руб. В 2015 г. параметры исчислялись с учетом:
— объема ВВП в 77,884 трлн руб. (с ростом 1,2%);
— уровня инфляции — до 5,5%;
— запланированного курса доллара США — 37,7 руб.
Также определены верхние пределы долговых обязательств государства:
— внутренний государственный долг — 7 423,701 млрд руб.;
— внешний госдолг — 64 млрд долл. США (49,2 млрд евро соответственно).
Утверждены показатели госбюджета на период 2016–2017 гг. (в руб.):
— дефицит бюджета — 477,7 млрд и 544,4 млрд руб. (0,6% от
ВВП) в двух годах соответственно;
— доходы — 15 725,621 млрд и 16,439 трлн руб.;
— расходы — 16 203,348 млрд и 16 983,364 млрд руб.;
— предел внутреннего госдолга — 7 939,847 млрд и 8 789,829 млрд руб.;
— предел внешнего госдолга — 71,5 млрд. долл. США.
Рост ВВП планируется на 2,3 и 3%, что соответственно составит 83,182 трлн и 90,051 трлн руб. Уровень инфляции ожидается на уровне 4,5 и 4%.
Основной новацией утвержденной правительством госсметы, по словам министра, является эффективное перераспределение расходов РФ на оборону, сохранение значимых социальных статей. Также добавлено финансирование крымских, дальневосточных регионов, выделены ассигнования для проблемных городов, Московского транспортного узла.
И.Н. Маяцкая
Лит.: Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000; Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. 2-е изд. М.: Юрайт, 2000; Составлен новый бюджет России на 2015 год [Электрон. ресурс] // Финансовый базис. Режим доступа: http://finbazis.ru/byudzhet_rossii_2015/ (дата обращения: 20.12.2015).
Государственный Б. — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т.д. В нем определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счет государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению Б., а также составлению и утверждению отчета о его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется “бюджетный процесс”.
В бюджетную систему Российской Федерации входят Б. следующих видов:
— федеральный Б.; — Б. субъектов РФ (региональные Б.); — Б. муниципальных образований (местные Б.).
Согласно ст. 215.1 БК РФ кассовое обслуживание исполнения Б. бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
Если запланированные доходы государственного Б. превышают расходы Б., то это называется “бюджетный профицит” (или “профицит бюджета”). Если запланированные расходы Б. превышают доходы, то это называется “бюджетный дефицит” (или “дефицит бюджета”). ́ Когда при исполнении Б. уровень дефицита Б. превышает установленный при утверждении Б. показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов Б., то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое “урезание” запланированных Б. расходов называется “секвестр”.́
Б. организации — документ, описывающий деятельность центра финансовой ответственности (ЦФО) или отдельной функциональной области (например, продажи, закупки, производство и т.д.) за определенный период, выраженный количественно в стоимостных и/или натуральных показателях. Основные типы Б.:
— функциональный Б.; — Б. ЦФО; — управленческий Б.
Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), — методология подготовки и исполнения Б., при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.
Концепция Б. Российской Федерации на 2015 г., а также на период 2016–2017 гг. была принята постановлением Совета Федерации. Ввиду существенного снижения роста экономических показателей формирование проекта на очередной финансовый год проводилось при усложненной геополитической ситуации.
Для обеспечения устойчивости проектируемой бюджетной системы российскому правительству необходимо было восполнять дефицит средств. Для этого понадобилось:
— кардинально повышать эффективность расходов;
— выявлять свободные, доступные финансовые резервы;
— изыскивать дополнительные источники необходимых для формирования госсметы доходов.
Возможными резервами, которые правительство могло бы эффективно использовать для достаточной стабилизации, были бы:
— деофшоризация. Как известно, регулярный вывод финансовых активов государства, а также негосударственных средств влечет существенное сокращение поступлений налоговых платежей. Значительный ущерб от офшорных операций выявляется в топливно-энергетической сфере, при реализации муниципальных, государственных контрактов;
— отмена льгот, не имеющих эффективности. Сумма выявленных дополнительных средств определялась при мониторинге, оценке льготных налоговых платежей.
Заседание правительства РФ одобрило бюджетный проект грядущего года. Основные характеристики составлялись согласно бюджетному правилу — расходы не увеличивали. На будущий трехлетний период запланирован дефицит госбюджета в размере 430,836 млрд руб., что составляет 0,6% от ВВП. Этот показатель на 1% ниже, нежели размер дефицита в предыдущем году.
Доходы государства спланированы в размере 15,082 трлн руб. Соответственно, расходы — порядка 15,513 трлн руб. В 2015 г. параметры исчислялись с учетом:
— объема ВВП в 77,884 трлн руб. (с ростом 1,2%);
— уровня инфляции — до 5,5%;
— запланированного курса доллара США — 37,7 руб.
Также определены верхние пределы долговых обязательств государства:
— внутренний государственный долг — 7 423,701 млрд руб.;
— внешний госдолг — 64 млрд долл. США (49,2 млрд евро соответственно).
Утверждены показатели госбюджета на период 2016–2017 гг. (в руб.):
— дефицит бюджета — 477,7 млрд и 544,4 млрд руб. (0,6% от
ВВП) в двух годах соответственно;
— доходы — 15 725,621 млрд и 16,439 трлн руб.;
— расходы — 16 203,348 млрд и 16 983,364 млрд руб.;
— предел внутреннего госдолга — 7 939,847 млрд и 8 789,829 млрд руб.;
— предел внешнего госдолга — 71,5 млрд. долл. США.
Рост ВВП планируется на 2,3 и 3%, что соответственно составит 83,182 трлн и 90,051 трлн руб. Уровень инфляции ожидается на уровне 4,5 и 4%.
Основной новацией утвержденной правительством госсметы, по словам министра, является эффективное перераспределение расходов РФ на оборону, сохранение значимых социальных статей. Также добавлено финансирование крымских, дальневосточных регионов, выделены ассигнования для проблемных городов, Московского транспортного узла.
И.Н. Маяцкая
Лит.: Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000; Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. 2-е изд. М.: Юрайт, 2000; Составлен новый бюджет России на 2015 год [Электрон. ресурс] // Финансовый базис. Режим доступа: http://finbazis.ru/byudzhet_rossii_2015/ (дата обращения: 20.12.2015).