предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций. Б.ф. осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении.
Без Б.ф. такие сферы, как наука, культура, образование, здравоохранение не будут развиваться, поэтому оно просто необходимо. Принципы Б.ф.:
— целевой характер использования бюджетных ассигнований (нет возможности тратить бюджетные средства на цели, не относящиеся к деятельности учреждения);
— бюджетные средства даются по мере выполнения планов, а также учитываются ранее выделенные средства;
— бюджетные средства даются на безвозмездной и безвозвратной основе.
Бюджетные учреждения являются некоммерческими организациями, которые создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов власти и местного самоуправления в сферах, перечисленных в п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее — Закон № 7-ФЗ).
Учреждения социального обслуживания по организационно-правовым формам делятся на казенные, бюджетные и автономные.
Начиная с 2012 г. все бюджетные учреждения работают в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями (далее — госзадание). Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 “О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания” конкретизирует механизм государственного финансирования деятельности всех видов бюджетных учреждений.
Госзадание формируют на основе учредительных документов в зависимости от вида деятельности, которую осуществляет учреждение. Стоит отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, учреждение не вправе отказаться от полученного госзадания.
Порядок и условия финансового обеспечения госзадания из бюджетов РФ всех уровней для каждого типа государственных учреждений утвержден свой. Так, финансирование казенных учреждений происходит за счет бюджетных средств (необходима смета доходов и расходов). А для бюджетных и автономных учреждений предусмотрены субсидии.
Особенности финансового обеспечения бюджетного сектора. Финансовое обеспечение осуществляется путем перечисления бюджетным учреждениям субсидий (п. 1 ст. 78.1 БК РФ; п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ) на выполнение госзадания. А учреждение уже самостоятельно выбирает, по каким направлениям будут расходоваться такие субсидии, и при этом несет ответственность перед вышестоящими организациями за полноту и своевременность выполнения госзадания.
Кроме того, бюджетному учреждению могут выделяться:
— субсидии на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
— субсидии на приобретение капитальных вложений (ст. 78.2 БК РФ).
Наряду с основной деятельностью бюджетные учреждения также вправе осуществлять иную приносящую доход деятельность, но только если это необходимо для достижения целей, ради которых это учреждение создано. На такую деятельность должно быть соответствующее разрешение. Также она в обязательном порядке должна быть прописана в учредительных документах организации (п. 3 ст. 298 ГК РФ; п. 2 ст. 24 Закона № 7-ФЗ). Доходы, которые поступают от приносящей доход деятельности, идут в самостоятельное распоряжение учреждения и расходуются с целью достижения целей, ради которых оно создано (п. 3 ст. 298 ГК РФ).
Все источники финансового обеспечения, а также расходы учреждения должны отражаться в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения (подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ). Приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н утверждены требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.
Главное общее правило для всех учреждений — операции с денежными средствами должны осуществляться посредством открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства либо в финансовых органах субъектов РФ или муниципальных образований (п. 8 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Эти органы также определяют условия открытия и порядок ведения лицевых счетов. Например, Федеральным казначейством утвержден приказ от 29.12.2012 № 24н “О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства”. Если учреждение получает субсидии на иные цели или субсидии на приобретение капитальных вложений, то в соответствии с действующим законодательством ему необходимо открыть отдельный лицевой счет. Таким образом, у бюджетного учреждения может быть несколько лицевых счетов в финансовых органах РФ.
И.Н. Маяцкая
Лит.: Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ; Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”; Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”.
219.92 кб
Проблемы бюджетного финансирования вуза
Рассматриваются вопросы бюджетного финансирования основных видов деятельности высших учебных заведений.