ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Целеполагание
постановка цели субъектом деятельности.

Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].

Целеполагание
процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления.

Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
заключительная стадия мотивационного этапа подготовки высказывания, целевая установка автора, основа плана речи.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

Целеполагание
процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции и услугах и учета имеющихся реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
англ. realization of goal/aim; нем. Zielverfolgung. Смыслообразующее содержание практики, состоящее в формировании цели как субъективно-идеального образа желаемого (целеформирование) и воплощении ее в объективно-реальном результате деятельности (целереализации).

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности. Ц. - важнейший этап технологического процесса в социальной работе, определяющий содержание, инструментарий и направленность действий специалистов социальной работы.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

Целеполагание
1) одна из функций управления, состоящая в выработке конечных состояний организационной деятельности; 2) вид регулятивных психических процессов, содержанием которых является генерация и формулировка целей индивидуальной деятельности, а также их конкретизация на подцели различных уровней соподчиненности [24.– С.450]. –процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции и услугах и учета имеющихся реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения [18.– С.269].

Источник: Социология. Словарь.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
процесс формирования и выдвижения целей индивидуальным или совокупным субъектом; начинается на уровне потребностей (см.), переходит уровень мотивов (см.) и определяется в цели. Цель образуется при встрече мотива (как осознанного стремления к удовлетворению потребностей) со средствами, т. е. ресурсами, условиями, возможностями. Наряду с процессом индивидуального Ц. в социуме происходит также формирование целей надиндивидуальных сущностей, таких, например, как группы, коллективы, организации и т. д. На уровне первичных соц. образований (группа, коллектив) общие цели формируются из совокупности индивидуальных целей. Это происходит двумя путями. Первый - "многократный субъект", когда общая цель как бы составляется из повторяющихся индивидуальных целей (то, что нужно каждому). К примеру это заработок. Так возникает коллективно реализуемая цель, преследуемая и всеми участвующими индивидами. При этом каждый индивид имеет еще и большое разнообразие специфических, характерных только для него целей. Второй путь образования общих целей - "тактическая коалиция" постоянное взаимосогласование индивидуальных целей, при к-ром каждый что-то уступает, чего то добивается и нек-рая результирующая этого группового процесса составляет общую цель. В первом варианте цель оказывается тождественной, как на уровне коллектива, так и на уровне индивида. Поэтому она гораздо более операциональна для уравнивания, поскольку имеет намного большую определенность. В другом варианте цель получается плывучей, неустойчивой. Взаимодействовать с ней управлению существенно труднее. Фактически действуют оба способа взаимосвязи целей индивидов, что и делает возможным образование различн. целевых общностей: семья, организация, поселение, гос-во и др. Ц. есть ценностно-рациональный процесс, в к-ром сочетаются интересы, ценностные ориентации людей, их взгляды и убеждения, а также расчеты, соображения эффективности и возможности достижения. Преобладание ценностных элементов в Ц. приводит к формированию идеологизированных целей, а усиление рациональных ближе к управленческим целям.
По степени субъективности, т. е. осознанности, волевого вклада, инициативности Ц. можно разделить на три уровня. На первом уровне Ц. мы имеем дело с т. н. телеономией, когда цель "встроена" в саму природу деятельности объективно: санитарно-гигиеническая среда для работников, прибыль для коммерческой организации, стабильность для об-ва и т. п. Телеономическое Ц. - это выдвижение и достижение целей, к-рые являются естественным условием существования людей и их общностей. Субъективность здесь проявляется лишь в сознании и модификации таких целей в конкретных вариантах. Второй уровень Ц. характерен для целенаправленных систем, когда цель формируется вполне субъективно, но извне данной системы. Так, милиции, школе, поликлинике цель задается гос-вом, и внутреннее устройство их направлено на реализацию этой цели. Третий уровень Ц. свойствен целеустремленным системам, т. е. способным к самостоятельному производству новых целей и способов их достижения. Здесь проявляется высшая степень субъективности: не столько следовать спросу, сколько формировать его, не столько реагировать на изменения среды, сколько упреждать их или инициировать. В наиболее развитом виде целеустремленность реализуется, например, в разработке новой идеологической фирмы, стратегии ее развития, в проективном управлении и т. д. Все три уровня Ц. существуют обычно одновременно. Точнее говоря, третий и второй невозможны без первого. В процессе Ц. происходит также взаимодействие целей разной дальности (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, причем, в нормальных условиях ближние цели определяются дальними, а не наоборот. В последние годы разрабатывается немало сих приемов по поиску и определению раньше среди подобных методов господствующими были разнообразные способы прогнозирования (см.), то теперь более надежным становится сценарный метод (параллельная проработка возможных действий и последствий по принципу "что будет, если?"). Ц. по сценарному методу дает возможность существенно снизить риски от прогнозных ошибок, рассматривая многие варианты движения из исходного состояния к единой схеме. Сопоставление вариантов на 4-5-ом "шаге" по предпочтительности и реализуемости дает искомую цель. Еще один метод Ц. известен под именем Vision, т. е. построение "образа будущего" какой-либо организации, в планировании карьеры и т. д. Имеется в виду или идеальное, или же желаемое и возможное состояние нек-рой общности, а иногда и индивида. Близко к этому стоит и работа над миссией организации, иначе говоря, ее вкладом в функционирование и развитие среды. Лит.: Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. Наука, М., 1988; Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991; Пригожин А.И. Современная социология организаций. Интерпракс, М., 1995; Мир управления проектами. Под ред. Решке X., Шелле X. Алане, М., 1994; Vision Management. Translating Strategy into Action. Productivity Press Connecticut, 1992; Reed M., Hughes V. Rethinking organization. SAGE Publications, 1992. А.И. Пригожин.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
(Ц.)– (греч. telos – завершение, цель, logos – учение) тлеологический подход к исследованию и проектированию работы подсистем управления в социальной организации. По И. Канту, Ц. – особое априорное понятие, которое имеет своё происхождение исключительно в рефлексирующей способности суждения и может играть роль «хорошего эвристического принципа». Целевой тип причинности явился важным достижением немецкой классической философии, поскольку выступил альтернативой механистическому детерминизму. С тех пор (с марбургской школы неокантианства, в частности) он остаётся критериальным признаком, дифференцирующим естественно – научное и социально-гуманитарное познание: мир природы наделяется каузальными закономерностями, а мир свободы, т.е. духовной культуры - закономерностями телеологическими. Т.о., если в природе каждая вещь сама стремится к осуществлению своих свойств и законы этих изменений задаются объективно, то во всём, что касается человеческой деятельности, акцент делается на активной преобразующей роли целей и задач, поставленных перед собой действующими субъектами. Соотношение того и другого является активно обсуждаемой проблемой синтеза дисциплинарного знания естественных, технических, социальных и гуманитарных наук, решение которой имело бы фундаментальное значение для радикальной модернизации организационно- управленческой практики. Телеологический подход имеет глубокую традицию в науке: во втором законе термодинамики, например, в космологии, в общей теории систем (телеологическое уравнение Л. фон Берталанфи, описывающее стремление движения системы к заданному состоянию), в кибернетике (трактовка роли информации в системах с обратной связью), в синергетике (наделение хаоса самопроизвольной творческой силой, способной создавать новый порядок), в социологии (структурно-функциональный анализ и веберовская концепция целерационального действия), в психологии (современный бихевиоризм), в социальной антропологии (телеология субъекта в герменевтической феноменологии), в аксиологии ( роль ценностей в обосновании смысла жизни и в трансформации социально- исторического процесса. Тем не менее, нужно признать, что противопоставление естественно-научного и социально-гуманитарного знания остаётся неотррефлексированным в философии и методологии науки, что отражается на научности социологии и её отраслей, в том числе и на социологии управления. Основной вклад в постановку этой проблемы внёс Ф. Тённис.
Он обратил внимание на существование в социальности противоречивого единства общинных и общественных отношений как естественных и искусственных. Сущностная воля, выражающая себя в общинном Ц, разумна, но не обязательно рациональна, а избирательная воля (расчётливый разум) изначально рассудочна, предполагает осознанный выбор и артикуляцию целей действия, поскольку общество связно отношениями рационального обмена. В связи с этим можно предположить, что типология социальных организаций, и связанных с ней типов управления зависит от исторически обусловленного состояния этого противоречия. Отсюда не трудно сделать вывод, что Ц. является системообразующим принципом и, в тоже время, трудной проблемой практики управления социальными организациями. Чем более масштабны и сложны эти организации, чем более разноплановыми, разветвлёнными становятся иерархически выстроенные их разнородные цели, тем болезненнее они переживают неизбежный, с позиций социальной синергетики, переход к разрушительной, для них, деиерархизации (В.П. Бранский, С.Д. Пожарский). Особенностью социальных организаций является функциональная множественность целей, построенных по разным основаниям. Одним из таких оснований является степень соответствия действительных намерений организаций, их подсистем и отдельных индивидов реальным условиям внутренней и внешней среды. В этом отношении в анализе можно выделить как цели реальные, вытекающие из действительной мотивации и намерений участников, так и мнимые, квазицели, которые представляются искаженному сознанию участников, либо только декларируются, а на самом деле не преследуются (ложные цели). Нередко бывает и так, что реальные цели, вытекающие из действительных намерений создателей организации, на деле коренным образом трансформируются, а в сознании и в декларациях остаются в прежней формулировке, превращаясь тем самым в квазицели. Это происходит в результате протекающих в них неконтролируемых процессов, в том числе связанных с динамикой социальной реальности, с переходом на новый этап жизненного цикла самой организации, с изменением её членского состава, конфигурации социального пространства отношений, с противоречивой эволюцией её идентификационного ядра, полупериферийных и периферийных элементов и т.п. Существенным аспектом в анализе социальных процессов, протекающих в человеческих сообществах, является различение целей по их уровню в иерархии частей социальной организации, находящихся в системе координат «община – общество». В этом отношении можно выделить цели, формируемые всей организацией, теми или иными ее подсистемами, и отдельными индивидами. Учитывая то обстоятельство, что любая подсистема всегда обладает собственной стратегией, существенное значение для формирования, успешного функционирования и предотвращения гибели социальной организации, приобретает степень совместимости конфликтных целей, продуцируемых на разных уровнях в ходе её собственной эволюции и динамики изменения внутренних и внешних условий. В социологии управления, для экспликации реально действующей целевой иерархии, используется метод построения дерева целей на основе опросов, анализа документов и материалов фокус-групп, а для стратегического планирования и социально-прогнозного проектирования - метод декомпозиции генеральной (стратегической) цели на подцели и задач более конкретного порядка, обоснованных измерениями необходимых и достаточных ресурсов. Ю.Е. Дуберман, А.В. Тихонов

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
764.59 кб

Социальное целеполагание как элемент механизма социализации профессионального работника сферы сервис

Архипов В. А.
Читать PDF
165.62 кб

Целеполагание общественных объединений как фактор формирования интересов страт

Белугина Надежда Борисовна
В современных условиях многие социально-политические процессы детерминированы поиском баланса интересов различных социальных общностей.
Читать PDF
156.53 кб

Целеполагание нравственного воспитания в педагогическом наследии Н. И. Новикова

Корниенко Е. Р.
В статье рассматривается идея формирования истинного сына Отечества как цель нравственного воспитания в педагогическом наследии Н. И. Новикова.
Читать PDF
74.96 кб

Целеполагание при обучении иностранному языку в техническом вузе: междисциплинарный подход

Слесаренко Инга Валерьевна
Рассматривается вопрос преподавания иностранного языка не в качестве цели обучения, а в качестве инструмента выполнения обучающей и профессиональной деятельности.
Читать PDF
443.81 кб

Целеполагание как необходимый элемент психологической готовности к деятельности в современных услови

Никитина Т. А.
В статье рассматриваются основные определения понятий «психологическая готовность», «цель», «целеполагание»; описываются возможности использования коучинга как технологии целеполагания в формировании готовности студентов и выпускн
Читать PDF
793.21 кб

Целеполагание в управлении образовательными системами

Репин Сергей Арсеньевич
Охарактеризованы цели управления образовательными системами, свойства целей. Показана взаимосвязь целеполагания и развития системы.
Читать PDF
107.89 кб

Целеполагание в системе изучения математики в профильном военном образовании

Монахова Л. Ю.
Читать PDF
326.39 кб

Целеполагание как педагогическое условие развития личностного самоуправления курсантов вуза МВД

Бурцева Евгения Валерьевна
В статье показана часть экспериментальной работы педагога с курсантами юридического института МВД по организации педагогических условий для развития личностного самоуправления обучаемых.
Читать PDF
615.32 кб

Педагогические подходы, целеполагание и взаимовлияние основных концепций профессионального математич

Bogatyrev F. N., Veit M. A.
Pedagogical approaches, establishing the goals and inter-influence of the basic conceptions of professional mathematical education.
Читать PDF
279.89 кб

Экологическая компетентность личности и целеполагание в экологическом образовании

Хатков Алий Моссович
В статье анализируются стратегические и тактические цели, реализуемые в моделях экологического образования.
Читать PDF
364.43 кб

Педагогическое целеполагание: сущностные характеристики

Егорова Юлия Александровна
В статье раскрывается феномен педагогического целеполагания.
Читать PDF
0.00 байт

Целеполагание формирования подходов к разработке методологии сбалансированной оценки деятельности ун

Краюхин Герольд Александрович, Логинова Наталья Анатольевна
В статье рассмотрены цели и задачи оценки качества деятельности современного университета. Проводится анализ целеполагания отечественных и зарубежных университетов
Читать PDF
235.89 кб

Целеполагание и целеобразование в педагогике фамилистики

Маврина Ирина Андреевна
В статье анализируются целеполагание и целеобразование как важные составляющие педагогического проектирования образовательных систем.
Читать PDF
476.72 кб

Целеполагание как процесс самостоятельного и осознанного выдвижения целей деятельности учащихся

Ерохина Людмила Юрьевна
В статье рассмотрена структура целеполагания учащихся как процесса, осуществление которого обеспечивает субъектную активность и успешность в учении и повседневной жизни.
Читать PDF
244.14 кб

Индивидуально-вариативное целеполагание как условие проектирования стилевых вариаций плавания

Понимасов Олег Евгеньевич, Николаев Сергей Валентинович
В статье разработаны качественные критерии результативности обучения прикладному плаванию. Сформулировано условие индивидуально-вариативного целеполагания.

Похожие термины:

  • Целеполагание социальное

    решение социальных проблем в рамках их содержательно-организационной детализации; процесс интеграции различных действий в конкретную систему цели, средств, предмета и результата.
  • ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

    1) одна из универсальных функций управления наряду с такими, как планирование, организация, координация (иногда мотивация), контроль (см.: Планирование; Организация; Координация в организации); 2) про