ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Целеполагание
постановка цели субъектом деятельности.

Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].

Целеполагание
процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления.

Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
заключительная стадия мотивационного этапа подготовки высказывания, целевая установка автора, основа плана речи.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

Целеполагание
процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции и услугах и учета имеющихся реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
англ. realization of goal/aim; нем. Zielverfolgung. Смыслообразующее содержание практики, состоящее в формировании цели как субъективно-идеального образа желаемого (целеформирование) и воплощении ее в объективно-реальном результате деятельности (целереализации).

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Целеполагание
1) одна из функций управления, состоящая в выработке конечных состояний организационной деятельности; 2) вид регулятивных психических процессов, содержанием которых является генерация и формулировка целей индивидуальной деятельности, а также их конкретизация на подцели различных уровней соподчиненности [24.– С.450]. –процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции и услугах и учета имеющихся реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения [18.– С.269].

Источник: Социология. Словарь.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
процесс формирования и выдвижения целей индивидуальным или совокупным субъектом; начинается на уровне потребностей (см.), переходит уровень мотивов (см.) и определяется в цели. Цель образуется при встрече мотива (как осознанного стремления к удовлетворению потребностей) со средствами, т. е. ресурсами, условиями, возможностями. Наряду с процессом индивидуального Ц. в социуме происходит также формирование целей надиндивидуальных сущностей, таких, например, как группы, коллективы, организации и т. д. На уровне первичных соц. образований (группа, коллектив) общие цели формируются из совокупности индивидуальных целей. Это происходит двумя путями. Первый - "многократный субъект", когда общая цель как бы составляется из повторяющихся индивидуальных целей (то, что нужно каждому). К примеру это заработок. Так возникает коллективно реализуемая цель, преследуемая и всеми участвующими индивидами. При этом каждый индивид имеет еще и большое разнообразие специфических, характерных только для него целей. Второй путь образования общих целей - "тактическая коалиция" постоянное взаимосогласование индивидуальных целей, при к-ром каждый что-то уступает, чего то добивается и нек-рая результирующая этого группового процесса составляет общую цель. В первом варианте цель оказывается тождественной, как на уровне коллектива, так и на уровне индивида. Поэтому она гораздо более операциональна для уравнивания, поскольку имеет намного большую определенность. В другом варианте цель получается плывучей, неустойчивой. Взаимодействовать с ней управлению существенно труднее. Фактически действуют оба способа взаимосвязи целей индивидов, что и делает возможным образование различн. целевых общностей: семья, организация, поселение, гос-во и др. Ц. есть ценностно-рациональный процесс, в к-ром сочетаются интересы, ценностные ориентации людей, их взгляды и убеждения, а также расчеты, соображения эффективности и возможности достижения. Преобладание ценностных элементов в Ц. приводит к формированию идеологизированных целей, а усиление рациональных ближе к управленческим целям.
По степени субъективности, т. е. осознанности, волевого вклада, инициативности Ц. можно разделить на три уровня. На первом уровне Ц. мы имеем дело с т. н. телеономией, когда цель "встроена" в саму природу деятельности объективно: санитарно-гигиеническая среда для работников, прибыль для коммерческой организации, стабильность для об-ва и т. п. Телеономическое Ц. - это выдвижение и достижение целей, к-рые являются естественным условием существования людей и их общностей. Субъективность здесь проявляется лишь в сознании и модификации таких целей в конкретных вариантах. Второй уровень Ц. характерен для целенаправленных систем, когда цель формируется вполне субъективно, но извне данной системы. Так, милиции, школе, поликлинике цель задается гос-вом, и внутреннее устройство их направлено на реализацию этой цели. Третий уровень Ц. свойствен целеустремленным системам, т. е. способным к самостоятельному производству новых целей и способов их достижения. Здесь проявляется высшая степень субъективности: не столько следовать спросу, сколько формировать его, не столько реагировать на изменения среды, сколько упреждать их или инициировать. В наиболее развитом виде целеустремленность реализуется, например, в разработке новой идеологической фирмы, стратегии ее развития, в проективном управлении и т. д. Все три уровня Ц. существуют обычно одновременно. Точнее говоря, третий и второй невозможны без первого. В процессе Ц. происходит также взаимодействие целей разной дальности (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, причем, в нормальных условиях ближние цели определяются дальними, а не наоборот. В последние годы разрабатывается немало сих приемов по поиску и определению раньше среди подобных методов господствующими были разнообразные способы прогнозирования (см.), то теперь более надежным становится сценарный метод (параллельная проработка возможных действий и последствий по принципу "что будет, если?"). Ц. по сценарному методу дает возможность существенно снизить риски от прогнозных ошибок, рассматривая многие варианты движения из исходного состояния к единой схеме. Сопоставление вариантов на 4-5-ом "шаге" по предпочтительности и реализуемости дает искомую цель. Еще один метод Ц. известен под именем Vision, т. е. построение "образа будущего" какой-либо организации, в планировании карьеры и т. д. Имеется в виду или идеальное, или же желаемое и возможное состояние нек-рой общности, а иногда и индивида. Близко к этому стоит и работа над миссией организации, иначе говоря, ее вкладом в функционирование и развитие среды. Лит.: Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. Наука, М., 1988; Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991; Пригожин А.И. Современная социология организаций. Интерпракс, М., 1995; Мир управления проектами. Под ред. Решке X., Шелле X. Алане, М., 1994; Vision Management. Translating Strategy into Action. Productivity Press Connecticut, 1992; Reed M., Hughes V. Rethinking organization. SAGE Publications, 1992. А.И. Пригожин.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
(Ц.)– (греч. telos – завершение, цель, logos – учение) тлеологический подход к исследованию и проектированию работы подсистем управления в социальной организации. По И. Канту, Ц. – особое априорное понятие, которое имеет своё происхождение исключительно в рефлексирующей способности суждения и может играть роль «хорошего эвристического принципа». Целевой тип причинности явился важным достижением немецкой классической философии, поскольку выступил альтернативой механистическому детерминизму. С тех пор (с марбургской школы неокантианства, в частности) он остаётся критериальным признаком, дифференцирующим естественно – научное и социально-гуманитарное познание: мир природы наделяется каузальными закономерностями, а мир свободы, т.е. духовной культуры - закономерностями телеологическими. Т.о., если в природе каждая вещь сама стремится к осуществлению своих свойств и законы этих изменений задаются объективно, то во всём, что касается человеческой деятельности, акцент делается на активной преобразующей роли целей и задач, поставленных перед собой действующими субъектами. Соотношение того и другого является активно обсуждаемой проблемой синтеза дисциплинарного знания естественных, технических, социальных и гуманитарных наук, решение которой имело бы фундаментальное значение для радикальной модернизации организационно- управленческой практики. Телеологический подход имеет глубокую традицию в науке: во втором законе термодинамики, например, в космологии, в общей теории систем (телеологическое уравнение Л. фон Берталанфи, описывающее стремление движения системы к заданному состоянию), в кибернетике (трактовка роли информации в системах с обратной связью), в синергетике (наделение хаоса самопроизвольной творческой силой, способной создавать новый порядок), в социологии (структурно-функциональный анализ и веберовская концепция целерационального действия), в психологии (современный бихевиоризм), в социальной антропологии (телеология субъекта в герменевтической феноменологии), в аксиологии ( роль ценностей в обосновании смысла жизни и в трансформации социально- исторического процесса. Тем не менее, нужно признать, что противопоставление естественно-научного и социально-гуманитарного знания остаётся неотррефлексированным в философии и методологии науки, что отражается на научности социологии и её отраслей, в том числе и на социологии управления. Основной вклад в постановку этой проблемы внёс Ф. Тённис.
Он обратил внимание на существование в социальности противоречивого единства общинных и общественных отношений как естественных и искусственных. Сущностная воля, выражающая себя в общинном Ц, разумна, но не обязательно рациональна, а избирательная воля (расчётливый разум) изначально рассудочна, предполагает осознанный выбор и артикуляцию целей действия, поскольку общество связно отношениями рационального обмена. В связи с этим можно предположить, что типология социальных организаций, и связанных с ней типов управления зависит от исторически обусловленного состояния этого противоречия. Отсюда не трудно сделать вывод, что Ц. является системообразующим принципом и, в тоже время, трудной проблемой практики управления социальными организациями. Чем более масштабны и сложны эти организации, чем более разноплановыми, разветвлёнными становятся иерархически выстроенные их разнородные цели, тем болезненнее они переживают неизбежный, с позиций социальной синергетики, переход к разрушительной, для них, деиерархизации (В.П. Бранский, С.Д. Пожарский). Особенностью социальных организаций является функциональная множественность целей, построенных по разным основаниям. Одним из таких оснований является степень соответствия действительных намерений организаций, их подсистем и отдельных индивидов реальным условиям внутренней и внешней среды. В этом отношении в анализе можно выделить как цели реальные, вытекающие из действительной мотивации и намерений участников, так и мнимые, квазицели, которые представляются искаженному сознанию участников, либо только декларируются, а на самом деле не преследуются (ложные цели). Нередко бывает и так, что реальные цели, вытекающие из действительных намерений создателей организации, на деле коренным образом трансформируются, а в сознании и в декларациях остаются в прежней формулировке, превращаясь тем самым в квазицели. Это происходит в результате протекающих в них неконтролируемых процессов, в том числе связанных с динамикой социальной реальности, с переходом на новый этап жизненного цикла самой организации, с изменением её членского состава, конфигурации социального пространства отношений, с противоречивой эволюцией её идентификационного ядра, полупериферийных и периферийных элементов и т.п. Существенным аспектом в анализе социальных процессов, протекающих в человеческих сообществах, является различение целей по их уровню в иерархии частей социальной организации, находящихся в системе координат «община – общество». В этом отношении можно выделить цели, формируемые всей организацией, теми или иными ее подсистемами, и отдельными индивидами. Учитывая то обстоятельство, что любая подсистема всегда обладает собственной стратегией, существенное значение для формирования, успешного функционирования и предотвращения гибели социальной организации, приобретает степень совместимости конфликтных целей, продуцируемых на разных уровнях в ходе её собственной эволюции и динамики изменения внутренних и внешних условий. В социологии управления, для экспликации реально действующей целевой иерархии, используется метод построения дерева целей на основе опросов, анализа документов и материалов фокус-групп, а для стратегического планирования и социально-прогнозного проектирования - метод декомпозиции генеральной (стратегической) цели на подцели и задач более конкретного порядка, обоснованных измерениями необходимых и достаточных ресурсов. Ю.Е. Дуберман, А.В. Тихонов

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Социальное целеполагание как элемент механизма социализации профессионального работника сферы сервис

Архипов В. А.
Читать PDF

Целеполагание общественных объединений как фактор формирования интересов страт

Белугина Надежда Борисовна
В современных условиях многие социально-политические процессы детерминированы поиском баланса интересов различных социальных общностей.
Читать PDF

Целеполагание нравственного воспитания в педагогическом наследии Н. И. Новикова

Корниенко Е. Р.
В статье рассматривается идея формирования истинного сына Отечества как цель нравственного воспитания в педагогическом наследии Н. И. Новикова.
Читать PDF

Целеполагание при обучении иностранному языку в техническом вузе: междисциплинарный подход

Слесаренко Инга Валерьевна
Рассматривается вопрос преподавания иностранного языка не в качестве цели обучения, а в качестве инструмента выполнения обучающей и профессиональной деятельности.
Читать PDF

Целеполагание в системе изучения математики в профильном военном образовании

Монахова Л. Ю.
Читать PDF

Мастер-класс: «Целеполагание: от осмысления к деятельности»

Сиденко Елена Александровна
Читать PDF

Целеполагание как этап современного урока русского языка в условиях ФГОС

Филиппова Е.Г.
Читать PDF

Целеполагание и целедостижение сущностные характеристики деятельностного процесса

Елена Михайловна Власова
Читать PDF

Целеполагание как необходимый элемент психологической готовности к деятельности в современных услови

Никитина Т. А.
В статье рассматриваются основные определения понятий «психологическая готовность», «цель», «целеполагание»; описываются возможности использования коучинга как технологии целеполагания в формировании готовности студентов и выпускн
Читать PDF

Целеполагание в управлении образовательными системами

Репин Сергей Арсеньевич
Охарактеризованы цели управления образовательными системами, свойства целей. Показана взаимосвязь целеполагания и развития системы.
Читать PDF

Целеполагание как педагогическое условие развития личностного самоуправления курсантов вуза МВД

Бурцева Евгения Валерьевна
В статье показана часть экспериментальной работы педагога с курсантами юридического института МВД по организации педагогических условий для развития личностного самоуправления обучаемых.
Читать PDF

Педагогические подходы, целеполагание и взаимовлияние основных концепций профессионального математич

Bogatyrev F. N., Veit M. A.
Pedagogical approaches, establishing the goals and inter-influence of the basic conceptions of professional mathematical education.

Похожие термины:

  • Целеполагание социальное

    решение социальных проблем в рамках их содержательно-организационной детализации; процесс интеграции различных действий в конкретную систему цели, средств, предмета и результата.
  • ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

    1) одна из универсальных функций управления наряду с такими, как планирование, организация, координация (иногда мотивация), контроль (см.: Планирование; Организация; Координация в организации); 2) про