представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационнохозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области социального развития. Ц.с.п. разрабатываются наряду с целевыми программами государственного, экономического, экологического и культурного развития, скоординированы и взаимообусловлены с ними.
Ц.с.п. реализуются на федеральном и региональном уровнях. Они являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства и региона, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на крупномасштабных, наиболее важных проектах, направленных на решение системных социальных проблем, входящих в сферу компетенции органов исполнительной власти.
Ц.с.п. может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление Ц.с.п. на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения. Ц.с.п. содержит паспорт программы и состоит из следующих разделов: характеристика проблемы, на решение которой направлена программа; основные цели и задачи программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей; перечень программных мероприятий; обоснование ресурсного обеспечения программы; механизм реализации программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков; оценка социально-экономической и экологической эффективности программы.
Ц.с.п. подразделяются на среднесрочные (рассчитанные на срок реализации от одного года до трех лет) и долгосрочные (рассчитанные на срок реализации от трех до пяти лет). Федеральные Ц.с.п. реализуются либо полностью за счет средств федерального бюджета, либо с привлечение средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. Региональные Ц.с.п. финансируются либо полностью за счет средств бюджетов субъектов РФ, либо с привлечением внебюджетных источников, включая привлеченные инвестиции на условиях государственно-частного партнерства.
В 2015 г. реализовывались следующие основные федеральные Ц.с.п.: “Развитие здравоохранения”, “Развитие образования”, “Содействие занятости населения”, “Обеспечение доступным/комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации”, “Развитие физической культуры и спорта”, “Социальная поддержка граждан”, “Доступная среда”, “Развитие пенсионной системы” и др.
Основные Ц.с.п. в Москве: “Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012–2018 гг.”, “Столичное образование”, “Жилище”, “Столичное здравоохранение на 2012–2020 гг.”, “Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012–2018 гг.”, “Спорт Москвы” на 2012–2018 гг., “Информационный город” на 2012–2018 гг., “Безопасный город” на 2012–2018 гг. и др.
А.М. Коршунов
Лит.: Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 г. № 588 “Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации”; Постановление Правительства Москвы от 04.03.2011 г. № 56-ПП “Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ города Москвы”; Большая экономическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007; Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru; Официальный сайт Правительства Москвы. URL: http://www.mos.ru.