комплекс общеорганизационных целей трех разновидностей: 1) цели-задания: планы, поручения, задаваемые организации вышестоящей по подчинению организационной системой, и отражающие внешнее назначение организации как обществ. инструмента; 2) цели-ориентации: общие интересы участников, реализуемые через организацию, соответствуют свойству организации как человеческой общности; в них проявляются целеустремленные свойства человеческого фактора организации; 3) цели-системы: равновесие, стабильность, целостность, устанавливаемые управлением и необходимые для функционирования материализованной и объективированной структуры. Для организации в целом эти цели не связаны между собой иерархией, последовательность в них прослеживается только генетическая: организация с ее структурой создается под цели-задания, и интересы персонала лишь потом наполняют ее. Между Ц.о. возможны и нек-рые несовпадения, противоречия. Так, если заводу, производящему трубы, цель-задание будет определена в тоннах, то цели-ориентации коллектива будут склоняться к толстостенным трубам, к увеличению веса продукции, что нерационально с т. зр. об-ва. Нововведения вызывают нек-рое нарушение равновесия внутренних связей в организациях, что обостряет проблему целей системы и может обернуться "сопротивлением организаций новшествам". Поэтому согласование всех компонентов целевой структуры организаций - важнейшая задача управления, а их рассогласование - источник дисфункций и патологии в организационных отношениях. Названные цели являются базовыми, достижение их связано с появлением множества вторичных, производных целей - повышения качества продукции, улучшения условий труда, укрепления дисциплины и др. Лит.: Лапин Н.И., Наумова Н.Ф., Коржева Э.М. Теория и практика социального планирования. М., 1975; Шкаратан О.И. Промышленное предприятие. М., 1978; Пригожин А.И. Социология организаций М., 1980; его же. Организации: системы и люди. М., 1983; Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988; Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995. А.И. Пригожин.