ЦЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
ЦЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
социально значимый элемент социальной системы, указывающий на общечеловеческую, культурную, личностную важность того или иного объекта либо явления. В качестве объекта ценностного отношения может выступать любой артефакт человеческой деятельности и социальных отношений, оцениваемый с точки зрения интересов и предпочтений различных социальных групп и личностей. Система Ц.с. выступает критерием и способом социальной регуляции в исторически определенном типе культуры. Ц.с. могут быть моральными, политическими, религиозными, экономическими, эстетическими и др. Конкретноисторическое развитие общества обуславливает иерархическую структуру Ц.с., распределение их по степени социальной значимости. Выделяют ценности приоритетные, предпочитаемые, гармоничные, взаимоисключающие, антагонистические и пр. Они фиксируют основные критерии социально должного и признанного (для данного общества, социальной группы или индивида), на основе к-рых строятся подсистемы нормативного регулирования, социального контроля, социальные институты и формируется поведение индивидов и групп. Ц.с., преломляясь через индивидуальный опыт, усваиваясь отдельной личностью, выступают основой процесса социализации личности, связующим звеном между социальным и индивидуальным бытием.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
ЦЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
компонент соц. системы, наделяемый особым значением в индивидуальном или обществ. сознании. Ц.с. может обладать любой объект (материальный или идеальный) как реальный, так и воображаемый в случае, если такой объект служит фокусом устремлений, желаний групп или отдельных лиц, рассматривается как важное условие существования, соответствующим образом оценивается, регулирует поведение людей. Разделяемые индивидами и группами Ц.с. служат масштабом оценки поступков с т. зр. их соотношения с данной системой ценностей. Принципиальная черта объектов, наделяемых ценностью, - связанность с существующей системой культуры и с соц. структурой об-ва. Система ценностей есть эмпирически выявляемый, существенный элемент соц. организации об-ва. Элементы соц. среды, в отношении к-рых фокусируются устремления индивидов и групп, переходя в категорию Ц.с. становятся регуляторами поведения в силу того, что принятие решений в соц. ситуациях соотносится, как правило в большей или меньшей степени с господствую щей системой ценностей. Спектр Ц.с. достаточно разнообразен - это ценности моральные, идеология, (политич.), в нек-рых системах - религиозные, нац.-этич., экономич., эстетич. и др. ценности непосредственно связаны с обществ. идеалами. Будучи сами порождением способа производства материальной жизни, к-рый обусловливает соц., политич. и духовный процесс жизни Ц.с, в свою очередь, являются регуляторами человеческих стремлений и поступков.В рамках организации об-ва социально-политического (см.) ценности взаимодействуют между собой. Это взаимодействие, взаимовлияние характеризуется двумя чертами. Во-первых, ценности распределяются по степени их обществ. значимости и важности в определенную иерар-хич. структуру, подразделяясь на ценности более и менее высокого порядка, более и менее предпочитаемые. Во-вторых, отношение между этими ценностями может быть как гармоничным, взаимоподкрепляющим, так и нейтральным или даже антагонистич., взаимоисключающим. Это соотношение ценностей складывается в ходе ис-торич. развития об-ва. Качество соц. ценностей - быть мерилом оценок - связано с тем, что в любой системе ценностей можно выделить: 1) то, что предпочитается в наибольшей степени (акты поведения, приближающегося к соц. идеалу; это то, чем восхищаются, но чему не всегда следуют); 2) то, что считается нормальным, правильным (как поступают в большинстве случаев); 3) то, что не одобряется, порицается и - на крайнем полюсе - считается аморальным, преступным. Лит.: см. к ст. Нормы социальные. A.M. Яковлев.
Источник: Российская социологическая энциклопедия