Ценностная ориентация
Ценностная ориентация
руководство определенными нормами выбора тех или иных ситуативных переменных (см. коммуникативная ситуация).
Источник: Краткий толковый словарь социолингвистических терминов
Ценностная ориентация
определенные устремления, желания, потребности человека, выступающие для него в качестве важнейших личных ценностей и целей жизнедеятельности.
Ориентация ценностная
осознание индивидом или социальной группой совокупности желаемых материальных и духовных благ и выбор из них наиболее предпочтительных [26.– С.189].
Источник: Социология. Словарь.
Ценностная ориентация
система установок на те или иные ценности, в свете которых индивид или группа воспринимают ситуации и выбирают соответствующий способ действий [54, 58].
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
Ценностная ориентация
избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выражающихся в поведении.
ОРИЕНТАЦИЯ ЦЕННОСТНАЯ
англ. orientation, value; нем. Wertorientierung. Разделяемые личностью соц. ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющиеся важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведение.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
содержание и процесс социализации человека, определяющие направленность личности. Включает эмоциональный, эстетический компоненты, престиж, ценностно-ориентационное единство. Характеризует уровень социального развития личности. См. ЛИЧНОСТЬ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
Ориентация членов речевого или языкового коллектива на нормы и критерии при выборе тех или иных социолингвистических переменных, начиная от конкурирующих языковых форм и кончая языковыми подсистемами и системами (диалекты, жаргоны, языки). Ц.о. коррелируется с критериями и правилами отбора переменных. Они определяют выбор в конкретной коммуникативной ситуации наиболее подходящих форм и выражений.
Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
Ценностная ориентация
Ориентация членов данного речевого или языкового коллектива на определенные нормы и критерии при выборе тех или иных социолингвистических переменных, начиная от отдельных конкурирующих языковых форм и кончая целыми языковыми подсистемами и системами (диалекты, жаргоны, языки). В отличие от социальных установок, Ц.о. представляет собой ориентацию не на сами переменные, а на критерии и правила их отбора. Так, социальные установки выражаются в метаязыковых оценочных суждениях по поводу тех или иных языковых явлений типа «грубый», «небрежный», «изысканный» и т. п., ценностные же ориентации определяют выбор в конкретной коммуникативной ситуации наиболее подходящих форм и выражений.
См. также: Комплекс ценностей, Социолингвистическая переменная
См. также: Комплекс ценностей, Социолингвистическая переменная
ОРИЕНТАЦИЯ ЦЕННОСТНАЯ
осознание человеком, обществ. группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых. В О.ц. опосредствованно отражаются интересы индивидов и групп, к-рые в конечном счете определяются системой соц.-экономич. отношений данного об-ва. О.ц. - относительно самостоятельный феномен группового и индивидуального сознания, один из важнейших мотивов формирования и реализации планов жизненных (см.) людей, выбора профессии (см.), тесно связанный с ориентацией социальной (см.). Науч. анализ О.ц. основывается на изучении всей системы ценностного отношения индивида или группы к различн. видам жизнедеятельности - к труду (его характеру, содержанию; его условиям, включая заработок, степень комфортности производственной среды, морально-психологич. климат в коллективе, возможности профессионального роста, соц. продвижения, самореализации физич. и интеллектуального потенциала личности; а также к его обществ. значимости), к образованию (его значению для об-ва и личности, средству самосовершенствования, сфере общения, условию получения желаемой профессии, способу самоутверждения личности, достижения желаемого соц. положения и др.), к семье (ее роли в жизни человека и об-ва как союза любящих супругов соц-экономич. ячейки общества, ее значения для воспитания детей и т.д.), к быту, обществ.-политич. деятельности О.ц. может исследоваться также на основе ранжирования индивидами или группами ценностей (см.). О.ц. широко исследуются в мировой социологии с использованием специально разработанных систем показателей, их факторного анализа, дающего возможность выявить типологич. группы людей, объединяемых общими существенными чертами О.ц. Однако надо иметь в виду, что О.ц. не может рассматриваться в качестве единственного и решающего группообразующего фактора, как это предлагается в нек-рых социологич. теориях. Изучение О.ц. в рамках социологии тесно связано с соц.-филос. теорией ценностей (аксиологией), но в отличие от последней позволяет обеспечить единство теоретических и эмпирических науч. знаний об О.ц. и ее роли в сознании и поведении людей. Одно из важных направлений социологич. анализа О.ц. - изучение ее динамики в зависимости от изменяющихся соц.-историч. условий, становления и развития соц. качеств личности, накопления ею знаний и практич. жизненного опыта. О.ц. целенаправленно формируются в системе образования и воспитания, и процесс этот изучается в рамках социологии образования (см.), социологии воспитания (см.), а также социологии личности (СМ.). Ф.Р. Филиппов
Источник: Российская социологическая энциклопедия