Ценностная ориентация

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Ценностная ориентация
руководство определенными нормами выбора тех или иных ситуативных переменных (см. коммуникативная ситуация).

Источник: Краткий толковый словарь социолингвистических терминов

Ценностная ориентация
определенные устремления, желания, потребности человека, выступающие для него в качестве важнейших личных ценностей и целей жизнедеятельности.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

Ориентация ценностная
осознание индивидом или социальной группой совокупности желаемых материальных и духовных благ и выбор из них наиболее предпочтительных [26.– С.189].

Источник: Социология. Словарь.

Ценностная ориентация
система установок на те или иные ценности, в свете которых индивид или группа воспринимают ситуации и выбирают соответствующий способ действий [54, 58].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

Ценностная ориентация
избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выражающихся в поведении.

Источник: Социология коммуникации Учеб. пособие для вузов

ОРИЕНТАЦИЯ ЦЕННОСТНАЯ
англ. orientation, value; нем. Wertorientierung. Разделяемые личностью соц. ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющиеся важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведение.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
содержание и процесс социализации человека, определяющие направленность личности. Включает эмоциональный, эстетический компоненты, престиж, ценностно-ориентационное единство. Характеризует уровень социального развития личности. См. ЛИЧНОСТЬ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
Ориентация членов речевого или языкового коллектива на нормы и критерии при выборе тех или иных социолингвистических переменных, начиная от конкурирующих языковых форм и кончая языковыми подсистемами и системами (диалекты, жаргоны, языки). Ц.о. коррелируется с критериями и правилами отбора переменных. Они определяют выбор в конкретной коммуникативной ситуации наиболее подходящих форм и выражений.

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

Ценностная ориентация
Ориентация членов данного речевого или языкового коллектива на определенные нормы и критерии при выборе тех или иных социолингвистических переменных, начиная от отдельных конкурирующих языковых форм и кончая целыми языковыми подсистемами и системами (диалекты, жаргоны, языки). В отличие от социальных установок, Ц.о. представляет собой ориентацию не на сами переменные, а на критерии и правила их отбора. Так, социальные установки выражаются в метаязыковых оценочных суждениях по поводу тех или иных языковых явлений типа «грубый», «небрежный», «изысканный» и т. п., ценностные же ориентации определяют выбор в конкретной коммуникативной ситуации наиболее подходящих форм и выражений.
См. также: Комплекс ценностей, Социолингвистическая переменная

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

ОРИЕНТАЦИЯ ЦЕННОСТНАЯ
осознание человеком, обществ. группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых. В О.ц. опосредствованно отражаются интересы индивидов и групп, к-рые в конечном счете определяются системой соц.-экономич. отношений данного об-ва. О.ц. - относительно самостоятельный феномен группового и индивидуального сознания, один из важнейших мотивов формирования и реализации планов жизненных (см.) людей, выбора профессии (см.), тесно связанный с ориентацией социальной (см.). Науч. анализ О.ц. основывается на изучении всей системы ценностного отношения индивида или группы к различн. видам жизнедеятельности - к труду (его характеру, содержанию; его условиям, включая заработок, степень комфортности производственной среды, морально-психологич. климат в коллективе, возможности профессионального роста, соц. продвижения, самореализации физич. и интеллектуального потенциала личности; а также к его обществ. значимости), к образованию (его значению для об-ва и личности, средству самосовершенствования, сфере общения, условию получения желаемой профессии, способу самоутверждения личности, достижения желаемого соц. положения и др.), к семье (ее роли в жизни человека и об-ва как союза любящих супругов соц-экономич. ячейки общества, ее значения для воспитания детей и т.д.), к быту, обществ.-политич. деятельности О.ц. может исследоваться также на основе ранжирования индивидами или группами ценностей (см.). О.ц. широко исследуются в мировой социологии с использованием специально разработанных систем показателей, их факторного анализа, дающего возможность выявить типологич. группы людей, объединяемых общими существенными чертами О.ц. Однако надо иметь в виду, что О.ц. не может рассматриваться в качестве единственного и решающего группообразующего фактора, как это предлагается в нек-рых социологич. теориях. Изучение О.ц. в рамках социологии тесно связано с соц.-филос. теорией ценностей (аксиологией), но в отличие от последней позволяет обеспечить единство теоретических и эмпирических науч. знаний об О.ц. и ее роли в сознании и поведении людей. Одно из важных направлений социологич. анализа О.ц. - изучение ее динамики в зависимости от изменяющихся соц.-историч. условий, становления и развития соц. качеств личности, накопления ею знаний и практич. жизненного опыта. О.ц. целенаправленно формируются в системе образования и воспитания, и процесс этот изучается в рамках социологии образования (см.), социологии воспитания (см.), а также социологии личности (СМ.). Ф.Р. Филиппов

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
133.52 кб

Ценностные ориентации

Сурина Ирина Анатольевна
Читать PDF
424.34 кб

Осевые ценностные ориентации

Вальцев Сергей Витальевич
в статье рассматриваются основные ценностные ориентации. Существует два осевых типа ценностных ориентаций: духовность и материальность. Существует две осевые формы ценностных ориентаций: коллективизм и индивидуализм.
Читать PDF
120.56 кб

Ценностные ориентации кадетов

Дмитриева Наталья Алексеевна
В статье изложены результаты исследования ценностных ориентаций кадетов из семей военных и невоенных. Наиболее высокий рейтинг в обеих группах имеют ценности «счастливая семейная жизнь» и «наличие хороших и верных друзей».
Читать PDF
3.18 мб

ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Власов Е.В., Осипов Ф.М.
Ориентация человека в современном, быстро развивающемся мире несет огромное значение. Выбор круга общения, образования, профессии, создание семьи это одни из самых важных решений которые принимает человек.
Читать PDF
375.09 кб

Ценностные ориентации студентов

Буравлева Наталья Анатольевна
Анализируются современные теоретико-методологические подходы к изучению ценностей. Представлены результаты исследования ценностных ориентаций студентов в контексте теории ценностей Ш. Шварца.
Читать PDF
392.20 кб

Ценностные ориентации подростков

Лысенко Алла Викторовна, Петров Александр Витальевич
В работе рассмотрены особенности ценностных ориентаций школьников 12 13 лет.
Читать PDF
164.31 кб

Развитие как ценностная ориентация

Гречко Петр Кондратьевич
Предпринята попытка ответить на вопрос о конечной цели или предназначении развития.
Читать PDF
78.15 кб

Ценностные ориентации молодых семей

Сафонов А. Н., Ломакина И. С.
Выявлены ценностные приоритеты молодых семей.
Читать PDF
86.32 кб

Патриотические ценностные ориентации

Луков Валерий Андреевич, Курганская Марина Яковлевна
В статье анализируются патриотические ценностные ориентации.
Читать PDF
183.81 кб

Ценностные ориентации на образование

Четырова Л. Б.
В статье автор обращается к образовательной политике в отношении нерусских народов, рассматривает их ценностные ориентации на образование.
Читать PDF
200.38 кб

Ценностные ориентации в семейной жизни

Крапивка Ирина Анатольевна
Статья раскрывает основные подходы к определению ценностных ориентаций человека, складывающихся в процессе семейного взаимодействия, раскрываются механизмы трансформации ценностно-смысловых составляющих жизненных миров супругов, и
Читать PDF
358.88 кб

Ценностно-смысловые ориентации личности

Коковина Любовь Николаевна
В статье, исходя из аксиологических подходов гуманитарных наук, раскрывается содержание понятия «ценностно-смысловые ориентации личности», выявляется личностно-развивающий потенциал ценностно-смысловых ориентаций.
Читать PDF
274.76 кб

Ценностные ориентации будущих менеджеров

Шкиндер Ольга Леонидовна
В статье представлены результаты исследования нравственных и профессиональных ценностей студентов очного и заочного отделений факультета менеджмента Уральского государственного педагогического университета, которые могут быть поло
Читать PDF
296.41 кб

Ценностные ориентации приемных родителей

Япарова Ольга Георгиевна
Статья посвящена описанию убеждений, целей и ценностей провинциальных родителей, принимающих на воспитание детей-сирот.
Читать PDF
166.53 кб

Ценностные ориентации: понятие и феномен

Нагоева Лариса Хасамбиевна
Статья посвящена одной из важнейших проблем социологии и психологии. Дается анализ понятий «ценностей» и «ценностных ориентации», а также источников их формирования. Определяются основные параметры ценностных ориентаций.

Похожие термины:

  • ценностная ориентация культур

    cultural value-orientations — термин Ф. Клакхон и Ф. Стродтбека (Florence Kluckhohn & Frederick Strodtbeck, 1959). - типология и методология сопоставления культур и последующего описания их ценностного профиля. Включает пять базовы