value freedom and value neutrality) — 1. Представление о том, что социология может и должна проводить исследование в соответствии с предписаниями "науки", исключая любое влияние ценностей самого ученого (см. Ценности, смысл 1). 2. доктрина, особенно связанная с Максом Вебером (1949), согласно которой социологи, если они не уверены в исключении всех смещений, внедряемых в работу их собственными ценностями, должны, по крайней мере, выявить и эти ценности и их воздействие на изучение. 3. Доктрина ценностной свободы или ценностной нейтральности (иногда этической нейтральности), согласно которой социальная наука способна устанавливать "факты" социальной действительности, но при этом не может решать вопросы окончательной ценности в смысле 1, ибо между эмпирическим доказательством и нравственной деятельностью, между фактами и ценностями всегда существует логический промежуток (см. Различие между истиной и значением). 4. Доктрина, также характерная для Вебера (и его принятия ценностной свободы/ценностной нейтральности в смыслах 2 и 3), согласно которой социологу не следует стремиться высказываться об окончательных ценностях и особенно использовать свое профессиональное положение как преподавателя перед студентами, чтобы пытаться развивать свои частные ценностные положения. Каждый из четырех перечисленных значений термина ставит проблемы. Относительно первого трудно исключить или даже контролировать всякое влияние ценностей исследователя на выбор и выполнение социального изучения. То же самое касается позиции Вебера, смысл 2. Кроме того, не доказано, что социологическое исследование, которое начинается с ценностей исследователя, должно неизбежно терять валидность и объективность. Если бы это было так, то почти все труды классиков, включая позитивистски настроенных социологов, вроде Дюркгейма, были бы фатально порочными. Более того, подобная идея также выпадает из механизма, который нам знаком по науке в целом, то есть она никогда не функционирует без предположений (см. также Объективность; Относительность теории). Альтернативой смыслу 1, обеспечиваемой концепцией Вебера о ценностной уместности, является следующее: социологи неизбежно будут руководствоваться связью с ценностями, но пока это не станет очевидным, нет необходимости подвергать сомнению достижение объективности в рамках выбранной точки зрения. Однако есть проблема и с данным представлением, особенно когда оно сочетается со смыслами 3 и 4. Ведь оно, как может показаться, поддерживает представление о произвольности и окончательном "иррационализме" ценностей. Для многих социологов, включая Дюркгейма и Маркса, такое просто недопустимо, и самой общей научной основой значения остается цель (см. также Ценностное суждение).
Более определенное возражение доктрине Вебера о "ценностной свободе" в смысле 3 разработали Беккер (1967; 1970) и Гоулд (1956; 1973): ее принятие позволяет социологам, если они того пожелают, просто выполнить заказ богатого и влиятельного, стремящегося внести в повестку дня заслуживающие внимания "социальные проблемы" (см. Иерархия вероятности). См. также Этическая индифферентность; Релятивизм.