ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий
Источник: Экономика и социология труда
Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Источник: Социология. Словарь.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Ц.о. являются главным критерием в отношении человека к окружающему миру, важнейшим компонентом в структуре личности, представляют собой сложное образование, форму и разные уровни взаимодействия общественного и индивидуального в личности, служат регулятором ее действий, поступков и поведения.
К элементам Ц.о. можно отнести: знание (осознание ценностей); переживание этой ценности как потребности; мотивация настоящего поведения; прогнозирование будущего поведения.
Ц.о. задают общую направленность интересам, устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном; механизмы отбора по критериям значимости; меру готовности и решимости.
Ц.о. проявляются и раскрываются через оценки, которые личность дает себе, другим, обстоятельствам, через ее умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения, выходить из конфликтных ситуаций, исходя из своего жизненного кредо.
Ц.о. выполняют следующие функции: ориентационная функция помогает личности ориентироваться в социальном пространстве; мотивационная функция связывает поведение человека с регулированием поступков, фиксированием интересов на наиболее важных для нее видах деятельности; функция целеполагания способствует фиксированию перспективы деятельности личности; оценочная функция содействует выбору определенного предмета, альтернативы; функция консолидации обеспечивает сплоченность в группе; нормативная функция позволяет личности сформировать основные социальные ценности и руководствоваться ими в своем поведении; социокультурная функция оказывает влияние на различные стороны социокультурной жизни (искусство, литература, наука и др.).
С.А. Анисимова
Лит.: Завалишин А.Ю., Костюрина Н.Ю. Аксиология современной России: ценностные ориентации молодежи дальневосточных городов: Монография. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2015; Миронов В.В., Иванов А.В. Философия, гносеология и аксиология: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2015; Скворцов А.А. Этика: Учебник. М.: Юрайт, 2015; Этика: Учебник / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. М.: Юрайт, 2015.
В теории диспозиционной структуры личности Ц. о. рассматриваются как элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе социализации и соц. адаптации, ограничивающие значимое от незначимого путем принятия (интериоризации) определенных ценностей и основополагающих целей жизни (ценности—цели), а также средств достижения этих целей (инструментальные ценности). Ц. о. задают общую направленность интересов и устремлений личности, иерархию индивидуальных предпочтений и образцов, целевую и мотивационную программу, уровень притязаний, представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости, меру готовности и решимости в реализации собственного «проекта» жизни.
Ц. о. проявляются и раскрываются через оценки, которые человек дает себе, другим людям, обстоятельствам и т. д. благодаря способности структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных ситуациях и выходить из конфликтных положений.
Непротиворечивость и цельность систем Ц. о. может рассматриваться как показатель устойчивости и автономности личности; их противоречивость и «разорванность» — свидетельство неустойчивости самосознания, маргинальное™ соц. статуса.
Структура Ц. о. в зависимости от избранного классификационного признака описывается различно. Так, М. Рокич выделяет терминальные, или целевые, и инструментальные Ц. о. Первые имеют жизнеосмысленную направленность (напр., свобода, благосостояние и т. д.), вторые — средства достижения целей (трудолюбие, знания). Р. Инглехарт, следуя концепции постматериа-листического об-ва, выделяет материалистич. и постматериали-стич. Ц. о. В СССР было принято выделять ценности «строителя коммунистического об-ва» и ценности «буржуазные», «обывательские». В постсоветских исследованиях выделяется классификация Н. И. Лапина. По данным массовых опросов, он группирует
Ц. о. на разделяемые большинством и те, которые поляризуют об-во. По сферам жизнедеятельности выделяют Ц. о. в области труда, досуга и др. По формам обществ, сознания можно выделить экономич. Ц. о., способствующие достижению баланса выгод и издержек в экономич. поведении, политич., эстетич. (художественный вкус), моральные (нравственный идеал) и др.
В рамках социологии труда выделяют определенный аспект трудового поведения, характеризуемый особенностями саморегуляции (инициативность, творчество, самостоятельность действий) и внешней регуляции (дисциплинированность, исполнительность и т. п.), что также связано с Ц. о. работника.
См. также: Мораль трудовая.
Лит.: Инглехарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политические исследования. 1997. № 4; Лапин Н. И. Пути России: социокультурные трансформации. — М., 2000; Магун В. Трудовые ценности российского населения // Вопросы экономики. 1996. № 1; Пан-тин В. В., Лапкин В. И. Ценностные ориентации россиян в 90-е годы // Pro et contra. 1999. Весна; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. — JL, 1979.
Г. Н. Соколова, В. А. Ядов
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.
Непротиворечивость и цельность систем Ц. о. может рассматриваться как показатель устойчивости и автономности личности; соответственно их противоречивость и «разорванность» –свидетельство маргинальности личности, например, в период ее ресоциализации в кризисных ситуациях. Структура Ц. о. в зависимости от избранного классификационного признака выглядит по-разному. В психологической структуре выделяют сознательный и бессознательный уровни. В структуре Ц. о., понимаемых как социальные установки, вычленяют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. По сферам жизнедеятельности выделяют Ц. о. в области трудовой деятельности, в сфере досуга и др. По формам общественного сознания можно выделить экономические Ц. о., способствующие достижению баланса выгод и издержек в экономическом поведении, политические (ценности демократии), эстетические (художественный вкус), моральные (нравственный идеал) и др. Роль Ц. о. наиболее часто прослеживается в двух крупных сферах деятельности: труда и досуга. В рамках социологии труда выделяют определенный аспект трудового поведения, характеризуемый особенностями саморегуляции (инициативность, творчество, самостоятельность действий) и внешней регуляции (дисциплинированность, исполнительность и т. п.).
Эти свойства, или характеристики поведения, во-первых, отражают двойственную общественно-индивидуальную природу деятельности личности и противоречивость ее потребностей, направленных к слиянию с социумом и одновременно к обособлению своей индивидуальности; во-вторых, выступают эмпирическими показателями социально-нормативных и деперсонифицированных требований со стороны общества (дисциплинированность, исполнительность и др.) и одновременно показателями общественных норм, обращенных к стимулированию личной инициативы и проявлению индивидуальных способностей (творчество, самостоятельность); в третьих, они не могут не отражать напряженность диспозиционных образований, коль скоро последние формируются на стыке потребностей индивида и условий его деятельности; в четвертых, именно эти ведущие свойства повседневной человеческой активности составляют предмет непосредственного внимания для практики управления социальными процессами и прогнозирования социального (трудового) поведения личности.
Лит.: Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. – Л., 1979; Соколова Г. Н. Социология труда. – Минск, 2000; Титаренко Л. Г. Ценностный мир современного белорусского общества гендерный аспект. – Минск, 2004. Г. Н. Соколова
Источник: Экономико-социологический словарь.
Источник: Социологический справочник
Ц.О., следовательно, задают: общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) к реализации собственного "проекта" жизни. Ц.О. проявляются и раскрываются через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т.д., через его умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных и выходить из конфликтных ситуаций, через избираемые линии поведения в экзистенциально и морально окрашенных ситуациях, через умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедеятельности. Личностные кризисы (часто дополнительно провоцируемые кризисами социальными) вызывают, как правило, необходимость в подтверждении или переосмысливании систем Ц.О., преодоления возникающих в них противоречий, т.к. связаны со сменой векторов активности, пересамоидентификацией и рефлексией меры самореализации, обнажением смысловых оснований жизни. В этих случаях успешность разрешения кризисов и минимизация потерь во многом зависят от степени отрефлексированности, динамизма и открытости Ц.О. Непротиворечивость и цельность систем Ц.О. может расматриваться как показатель устойчивости и автономности личности. Соответственно их противоречивость и "разорванность"- как свидетельство незрелости и маргинальности личности, что фиксируется через неспособность человека вынести оценку и принять решение (или, наоборот, готовности действовать по раз и навсегда установленному стереотипу), с одной стороны, и расхождение вербального и невербального поведения - с другой.
Проблематика Ц.О. требует своего существенного переосмысления в условиях современных динамичных социальных систем, предполагающих одновременное самоопределение человека в разных локусах культурного пространства, подчиняющихся разным культурным нормам и задаваемых, соответственно, разными ценностями, далеко не всегда согласующимися между собой. Таким образом, ключ к пониманию Ц.О. следует искать не в субъект-объектных, а в интерсубъективных отношениях людей. Истоки концепции Ц.О. усматривают в работах У. Томаса и Ф. Знанецкого , впервые категориально употребивших сам термин, переинтерпретировав понятие attitude (отношение) в переживание личностью значимости какого-либо явления. В качестве теоретического основания концепции Ц.О. называют учение М. Вебера о ценностно-рациональном действии. В качестве разработки проблематики Ц.О. могут быть также рассмотрены работы Узнадзе по фиксированным социальным установкам.
В.Л. Абушенко
Источник: Социология: энциклопедия