ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Ценностные ориентации
индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида и регулирующие его поведение.

Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий

Ценностные ориентации
(от лат. oriens – восток). Ціннісні орієнтації. Value orientation. 1. Индивидуальный выбор ценностей как норм поведения. 2. Установка, определяющая характер социального поведения и деятельности.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Ценностные ориентации
это устойчивое отношение к совокупности материальных и духовных благ, ценностей, идеалов, вызывающее стремление у человека. к их достижению и служащее ему ориентиром в поведении и действиях.

Источник: Экономика и социология труда

Ценностные ориентации
важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначительного, несущественного.

Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
Предпочтения личности, позволяющие ей ранжировать объекты по значимости для нее. Они могут выступать в качестве побуждающих стимулов к достижению определенных целей, вследствие чего приобретают функцию регуляторов социального поведения.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

Ценностные ориентации
социальное качество личности (или группы), воплощающее в себе в обобщенном виде оценку субъектом окружающей действительности и вытекающее из этой оценки отношение к ней, его смысложизненные цели и средства их достижения, органично связанные с потребностями и интересами индивида или социальной общности.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Ценностные ориентации
направленность личности на те или иные социальные ценности, т. е. предпочтительное отношение к определенной группе их, например, установка на труд, учебу, общественную работу, семью, заработок и т. д. Ценностная ориентация оказывает влияние на определение места личности в обществе в целом и в социальной группе [21.– С.468]. –осознание индивидом или социальной группой совокупности желаемых материальных и духовных благ и выбор из них наиболее предпочтительных [26.– С.189].

Источник: Социология. Словарь.

Ценностные ориентации
(в социальной психологии) (от франц. oriеntаtiоn – установка). 1. Идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней. 2. Способ дифференциации объектов индивидом по их значимости (см. Личностный смысл). Ц. о. формируются при усвоении социального опыта (см. Социализация) и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. В структуре человеческой деятельности Ц. о. тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
отражение в сознании человека разделяемых и внутренне принятых им культурнодуховных и материальных ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ц.о. связаны с ценностями, которых придерживаются индивид, социальная группа, классы, этнос и др. (см. Ценности).
Ц.о. являются главным критерием в отношении человека к окружающему миру, важнейшим компонентом в структуре личности, представляют собой сложное образование, форму и разные уровни взаимодействия общественного и индивидуального в личности, служат регулятором ее действий, поступков и поведения.
К элементам Ц.о. можно отнести: знание (осознание ценностей); переживание этой ценности как потребности; мотивация настоящего поведения; прогнозирование будущего поведения.
Ц.о. задают общую направленность интересам, устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном; механизмы отбора по критериям значимости; меру готовности и решимости.
Ц.о. проявляются и раскрываются через оценки, которые личность дает себе, другим, обстоятельствам, через ее умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения, выходить из конфликтных ситуаций, исходя из своего жизненного кредо.
Ц.о. выполняют следующие функции: ориентационная функция помогает личности ориентироваться в социальном пространстве; мотивационная функция связывает поведение человека с регулированием поступков, фиксированием интересов на наиболее важных для нее видах деятельности; функция целеполагания способствует фиксированию перспективы деятельности личности; оценочная функция содействует выбору определенного предмета, альтернативы; функция консолидации обеспечивает сплоченность в группе; нормативная функция позволяет личности сформировать основные социальные ценности и руководствоваться ими в своем поведении; социокультурная функция оказывает влияние на различные стороны социокультурной жизни (искусство, литература, наука и др.).
С.А. Анисимова
Лит.: Завалишин А.Ю., Костюрина Н.Ю. Аксиология современной России: ценностные ориентации молодежи дальневосточных городов: Монография. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2015; Миронов В.В., Иванов А.В. Философия, гносеология и аксиология: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2015; Скворцов А.А. Этика: Учебник. М.: Юрайт, 2015; Этика: Учебник / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. М.: Юрайт, 2015.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
предпочтение или отвержение определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и готовность или неготовность социальных субъектов вести себя в соответствии с ними.
В теории диспозиционной структуры личности Ц. о. рассматриваются как элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе социализации и соц. адаптации, ограничивающие значимое от незначимого путем принятия (интериоризации) определенных ценностей и основополагающих целей жизни (ценности—цели), а также средств достижения этих целей (инструментальные ценности). Ц. о. задают общую направленность интересов и устремлений личности, иерархию индивидуальных предпочтений и образцов, целевую и мотивационную программу, уровень притязаний, представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости, меру готовности и решимости в реализации собственного «проекта» жизни.
Ц. о. проявляются и раскрываются через оценки, которые человек дает себе, другим людям, обстоятельствам и т. д. благодаря способности структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных ситуациях и выходить из конфликтных положений.
Непротиворечивость и цельность систем Ц. о. может рассматриваться как показатель устойчивости и автономности личности; их противоречивость и «разорванность» — свидетельство неустойчивости самосознания, маргинальное™ соц. статуса.
Структура Ц. о. в зависимости от избранного классификационного признака описывается различно. Так, М. Рокич выделяет терминальные, или целевые, и инструментальные Ц. о. Первые имеют жизнеосмысленную направленность (напр., свобода, благосостояние и т. д.), вторые — средства достижения целей (трудолюбие, знания). Р. Инглехарт, следуя концепции постматериа-листического об-ва, выделяет материалистич. и постматериали-стич. Ц. о. В СССР было принято выделять ценности «строителя коммунистического об-ва» и ценности «буржуазные», «обывательские». В постсоветских исследованиях выделяется классификация Н. И. Лапина. По данным массовых опросов, он группирует
Ц. о. на разделяемые большинством и те, которые поляризуют об-во. По сферам жизнедеятельности выделяют Ц. о. в области труда, досуга и др. По формам обществ, сознания можно выделить экономич. Ц. о., способствующие достижению баланса выгод и издержек в экономич. поведении, политич., эстетич. (художественный вкус), моральные (нравственный идеал) и др.
В рамках социологии труда выделяют определенный аспект трудового поведения, характеризуемый особенностями саморегуляции (инициативность, творчество, самостоятельность действий) и внешней регуляции (дисциплинированность, исполнительность и т. п.), что также связано с Ц. о. работника.
См. также: Мораль трудовая.
Лит.: Инглехарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политические исследования. 1997. № 4; Лапин Н. И. Пути России: социокультурные трансформации. — М., 2000; Магун В. Трудовые ценности российского населения // Вопросы экономики. 1996. № 1; Пан-тин В. В., Лапкин В. И. Ценностные ориентации россиян в 90-е годы // Pro et contra. 1999. Весна; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. — JL, 1979.
Г. Н. Соколова, В. А. Ядов

Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и готовность или неготовность социальных субъектов вести себя в соответствии с ними. В теории диспозиционной структуры личности Ц. о. рассматриваются как элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое от незначимого через принятие им определенных ценностей и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства реализации этих целей. Ц. о. задают общую направленность интересам и устремлениям личности, иерархию индивидуальных предпочтений и образцов, целевую и мотивационную программы, уровень притязаний и престижных предпочтений, представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости, меру готовности и решимости к реализации собственного «проекта» жизни. Ц. о. проявляются и раскрываются через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т. д., через его умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных и выходить из конфликтных ситуаций через избираемые линии поведения, через умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедеятельности.
Непротиворечивость и цельность систем Ц. о. может рассматриваться как показатель устойчивости и автономности личности; соответственно их противоречивость и «разорванность» –свидетельство маргинальности личности, например, в период ее ресоциализации в кризисных ситуациях. Структура Ц. о. в зависимости от избранного классификационного признака выглядит по-разному. В психологической структуре выделяют сознательный и бессознательный уровни. В структуре Ц. о., понимаемых как социальные установки, вычленяют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. По сферам жизнедеятельности выделяют Ц. о. в области трудовой деятельности, в сфере досуга и др. По формам общественного сознания можно выделить экономические Ц. о., способствующие достижению баланса выгод и издержек в экономическом поведении, политические (ценности демократии), эстетические (художественный вкус), моральные (нравственный идеал) и др. Роль Ц. о. наиболее часто прослеживается в двух крупных сферах деятельности: труда и досуга. В рамках социологии труда выделяют определенный аспект трудового поведения, характеризуемый особенностями саморегуляции (инициативность, творчество, самостоятельность действий) и внешней регуляции (дисциплинированность, исполнительность и т. п.).
Эти свойства, или характеристики поведения, во-первых, отражают двойственную общественно-индивидуальную природу деятельности личности и противоречивость ее потребностей, направленных к слиянию с социумом и одновременно к обособлению своей индивидуальности; во-вторых, выступают эмпирическими показателями социально-нормативных и деперсонифицированных требований со стороны общества (дисциплинированность, исполнительность и др.) и одновременно показателями общественных норм, обращенных к стимулированию личной инициативы и проявлению индивидуальных способностей (творчество, самостоятельность); в третьих, они не могут не отражать напряженность диспозиционных образований, коль скоро последние формируются на стыке потребностей индивида и условий его деятельности; в четвертых, именно эти ведущие свойства повседневной человеческой активности составляют предмет непосредственного внимания для практики управления социальными процессами и прогнозирования социального (трудового) поведения личности.
Лит.: Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. – Л., 1979; Соколова Г. Н. Социология труда. – Минск, 2000; Титаренко Л. Г. Ценностный мир современного белорусского общества гендерный аспект. – Минск, 2004. Г. Н. Соколова

Источник: Экономико-социологический словарь.

Ценностные ориентации
1) социальные, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, гносеологические, онтологические и др. мировоззренческие или идеологические основания оценочных суждений субъекта об окружающей действительности, тех или иных ее сторонах, сферах, объектах, образующие содержательную сторону направленности личности; 2) составляющие высших уровней в диспозиционной структуре направленности личности; диспозиции, регулирующие общую направленность деятельности человека относительно объектов и явлений высокой социальной значимости, относительно ценностей различных социальных общностейобщечеловеческих, классовых, национальных, профессиональных и др. Высший уровень Ц. о. составляют мировоззренческие, определяющие самую общую ценностную направленность познавательной, духовно-практической и практической деятельности человека, его высшие цели жизни. При поиске и в особенности при решении вопроса о смысле жизни (в какой-либо форме обыденной или философской, научной или религиозной) происходит интеграция отдельных мировоззренческих Ц. о. в соответствующее по форме, относительно целостное мировоззрение, обладающее собственной, в том числе иерархической структурой. Наиболее конкретной из мировоззренческих Ц. о. является, по-видимому, отношение человека к своей собственной жизни. Этот иерархически «низший», наименее обобщенный элемент мировоззрения является одновременно и иерархически «высшим», наиболее обобщенным элементом жизненной позиции человека системы его Ц. о. по отношению к основным сторонам своей жизнедеятельности и жизненной ситуации в целом. Когнитивную подсистему Ц. о. составляют все ценностные представления человека. На уровне мировоззрения к ней относится миропонимание человека совокупность его взглядов на мир, общество и самого человека, его место в мире и обществе. На уровне жизненной позиции к когнитивной подсистеме Ц. о. относятся ценностные представления человека о своей жизни какова она, какой должна быть, к чему в ней стремиться, как, для чего и ради чего стоит жить и т. п. Эмотивную подсистему Ц. о. составляют относительно устойчивые чувства человека к объектам Ц. о. На уровне мировоззрения к ней относится мироощущение человека, его эмоционально-ценностное отношение к миру и к своим связям с ним, наиболее обобщенные и абстрактные из его высших чувств нравственные, эстетические, интеллектуальные, политические, религиозные. На уровне жизненной позиции к эмотивной подсистеме Ц. о. относится жизнеощущение человека, те чувства, которые он испытывает к тем или иным сторонам своей жизни, ее изменениям и условиям. В социологии изучаются распределения Ц. о. в различных социальных группах и общностях, распространенность тех или иных Ц. о., а также субъективная значимость их объектов для обследуемых групп и общностей. С этой целью обычно выделяются Ц. о. на основные сферы самореализации человека (труд, семейную жизнь, общественную активность, образование, самодеятельное творчество, общение, отдых, развлечения), на материальные условия его жизни (состояние здоровья, окружающей среды, жилищных условий, материальной обеспеченности и т. п.) и на ее социальные условия (общественное признание, вертикальная мобильность, развитие способностей, личная независимость, личный покой и т. п.), на определенные социально-нравственные характеристики собственной деятельности человека (на ее соответствие, например, требованиям долга, чести, совести, справедливости, вежливости, практичности выгодности и т. п.), его отношений с разными категориями окружающих людей (родственниками, друзьями, товарищами коллегами, земляками, соплеменниками, единоверцами и т п) В социологических исследованиях обычно фиксируются когнитивные компоненты Ц. о., включающие иногда когнитивные отражения их эмотивных компонентов (по самооценкам респондентов). Сами эмотивные компоненты Ц. о. в эмпирических исследованиях пока определяются редко. (См. Диспозиции.)

Источник: Социологический справочник

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации. В диспозиционной структуре личности Ц.О. образуют высший (как правило, осознаваемый - в отличие от социальных установок) уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий жизнедеятельности, их оценке и поведению как в актуальной (здесь-и-теперь), так и долгосрочной (прежде всего) перспективе. Ц.О. наиболее четко эксплицируются в ситуациях, требующих ответственных решений, влекущих за собой значимые последствия и предопределяющих последующую жизнь индивида. Ц.О. обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания и программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и (или) виды деятельности и общения как средство достижения целей. Таким образом, Ц.О. - это прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии в ними. В этом отношении содержание, вкладываемое в понятие "Ц.О.", соответствует изначальному значению слова "ориентация" (лат. oriens, orientis - восток) как имеющему значение определения своего положения в пространстве прежде всего по отношению к востоку - доминантно означенной точке восхода Солнца, но переносимом в смысловое пространство, а через него - и в социальное.
Ц.О., следовательно, задают: общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) к реализации собственного "проекта" жизни. Ц.О. проявляются и раскрываются через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т.д., через его умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных и выходить из конфликтных ситуаций, через избираемые линии поведения в экзистенциально и морально окрашенных ситуациях, через умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедеятельности. Личностные кризисы (часто дополнительно провоцируемые кризисами социальными) вызывают, как правило, необходимость в подтверждении или переосмысливании систем Ц.О., преодоления возникающих в них противоречий, т.к. связаны со сменой векторов активности, пересамоидентификацией и рефлексией меры самореализации, обнажением смысловых оснований жизни. В этих случаях успешность разрешения кризисов и минимизация потерь во многом зависят от степени отрефлексированности, динамизма и открытости Ц.О. Непротиворечивость и цельность систем Ц.О. может расматриваться как показатель устойчивости и автономности личности. Соответственно их противоречивость и "разорванность"- как свидетельство незрелости и маргинальности личности, что фиксируется через неспособность человека вынести оценку и принять решение (или, наоборот, готовности действовать по раз и навсегда установленному стереотипу), с одной стороны, и расхождение вербального и невербального поведения - с другой.
Проблематика Ц.О. требует своего существенного переосмысления в условиях современных динамичных социальных систем, предполагающих одновременное самоопределение человека в разных локусах культурного пространства, подчиняющихся разным культурным нормам и задаваемых, соответственно, разными ценностями, далеко не всегда согласующимися между собой. Таким образом, ключ к пониманию Ц.О. следует искать не в субъект-объектных, а в интерсубъективных отношениях людей. Истоки концепции Ц.О. усматривают в работах У. Томаса и Ф. Знанецкого , впервые категориально употребивших сам термин, переинтерпретировав понятие attitude (отношение) в переживание личностью значимости какого-либо явления. В качестве теоретического основания концепции Ц.О. называют учение М. Вебера о ценностно-рациональном действии. В качестве разработки проблематики Ц.О. могут быть также рассмотрены работы Узнадзе по фиксированным социальным установкам.
В.Л. Абушенко

Источник: Социология: энциклопедия