ЦЕНЫ СТАТИСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

Найдено 1 определение
ЦЕНЫ СТАТИСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
статистическая категория, которая устанавливается в соответствии с составом совокупности издержек пр-тия, которые были затрачены в процессе создания товаров и услуг и их продвижения на рынке, в среднем на единицу продукта, от момента начала произ-ва до момента учета. В цену продукта включаются издержки, связанные с потреблением в производственном процессе фактора «труд» (в форме потребленных ресурсов труда- наемного и предпринимательского) и фактора «капитал» (в форме потребленных ресурсов осн. и оборотного капитала), представляющие, с точки зрения пр-тия- производителя продукции, издержки труда, овеществленного ранее, вне его пределов. В соответствии с критериями и базовыми принципами СНС при оценке экономического оборота на пр-тии системы показателей в качестве соизмерителей объема произ-ва продукции, неоднородной по полезности и, следовательно, не допускающей агрегирования в натуральных единицах измерения, а также при оценке объема произ-ва услуг должна использоваться цена, реально зарегистрированная в экономической операции. Указанное требование адекватности выбора цены как ценового соизмерителя приводит к различию моментов учета состава издержек пр-тия, поскольку в процессе товародвижения продукция проходит ряд звеньев, каждое из которых является рыночной структурой, обладающей статусом хозяйственной самостоятельности и осуществляющей издержки в процессе произ-ва. Различия в Ц.с.с. продукта зависят от уровня фиксирования момента учета цены. Факторная цена (факторная стоимость) по статистической структуре соответствует полной себестоимости пр-тия до момента уплаты всех налогов. Чистые налоги на произ-во, т.е. налоги на произ-во за вычетом соответствующих субсидий на произ-во, по своему экономическому содержанию представляют собой затраты особого фактора произ-ва, который принято называть общими условиями экономического порядка и который предоставляется предприятию сектором органов гос. управления. Совокупность чистых налогов на произ-во, которая состоит из налогов на продукты и налогов на произ-во, не связанных с продуктом, т.е. т.н. других налогов на произ-во (за вычетом соответствующих субсидий), входит в структуру цены, так как представляет собой денежный эквивалент фактора «общие условия экономического порядка», потребленного в произ-ве продукта. Структура осн. цены включает дополнительно совокупность издержек на уплату других налогов на произ-во (за вычетом соответствующих субсидий), которые пр-тие выплачивает независимо от того, был ли в отчетном периоде произведен продукт для рынка. После того, как продукция пр-тия была представлена рынку, в структуру цены должны быть включены чистые налоги на продукты. Суммарная торгово-транспор-тная наценка измеряет затраты ресурсов пр-тий, участвующих в продвижении товаров от производителя к потребителю. Для услуг, в силу отсутствия у них натурально- вещественного носителя полезности, торгово-транспортная наценка всегда нулевая, поэтому отпускная цена пр-тия совпадает по величине (но не по структуре) с ценой конечного потребления. Цена товара для пр-тия-производителя всегда выполняет функцию некоторого нормативного уровня затрат для определения допустимого уровня расходов по отдельным подразделениям. В практике макроэкономических расчетов показателей счетов СНС используется цены с особой, условно оцениваемой структурой, которая включает субсидии, полученные пр-тием- производителем на продукты, но не включает НДС и акцизы. Эта цена называется ценой производителя. Она не используется в реальных операциях и является промежуточной, условно исчисленной ступенью между осн. ценой и отпускной ценой пр-тия. Структура цены товаров может быть детализирована путем выделения подгрупп элементов транспортных и страховых из- держек в процессе товаропродвижения, в зависимости от учетных правил или контрактных условий, определяющих момент перехода права собственности на товар и ответственности за него от продавца к покупателю (или посреднику в торговой операции). В этом случае принято говорить о различии структуры цены по видам франко. Правила выбора адекватной структуры цены в группировке по видам франко закреплены в нормативных документах. Наиболее распространены в учетной практике следующие разновидности структуры цен по видам франко: цена франко-вагон (борт судна) станции (пристани) отправления; цена франко-вагон (борт) станции (порта) назначения груза; цена франко-склад получателя; цена франко-склад отправителя груза (при т.н. "самовывозе"). Орг-ция статистического учета в междунар. торг. товарами, в таможенной статистике и в платежном балансе зачастую бывает достаточно сложно определить стоимость товара в каждой конкретной операции. Для устранения проблем оценки устанавливаются особые учетные правила для выбора структуры цены, адекватной виду регистрируемого товарного потока: цены ФОБ (free on board) или цены СИФ (costs, insurance, freight). Название цен соответствует их статистической структуре в части группировки включенных элементов транспортных, торговых и страховых издержек. Цены ФОБ включают стоимость товара по ценам производителя и стоимость всех издержек по его доставке, страхованию, хранению на момент пересечения границы страны экспортера, включая расходы на погрузку для дальнейшей транспортировки. Из структуры цены ФОБ следует, что это такая цена, которую должен уплатить за товар импортер, если он осуществляет его доставку после того, как товар погружен на транспортное средство на границе страны- экспортера, после уплаты всех экспортных пошлин или получения налоговых скидок. Если на самом деле транспортировку или страхование товара после того, после того как он пересек границу страны- экспортера, осуществляет экспортер, то считается, что он действует как агент импортера, т.е. оплачивает транспортировку или страхование от имени импортера. Все такие платежи не включаются в структуру цены товара, а отражаются в ПБ по статье «Услуги». Наоборот, если транспортировку или страхование до границы осуществляет импортер или другой нерезидент, то считается, что он действует как агент экспортера, и стоимость его услуг включается в структуру цены товара. Из структуры цены СИФ следует, что это цена, которую должен был бы уплатить импортер за товар перед уплатой импортных пошлин и других налогов, если бы он осуществлял доставку товара от границы своей страны. Т.о., разницу между ценой СИФ и ценой ФОБ составляет стоимость издержек на оплату услуг страхования, транспортировки товара и иногда некоторых других издержек, связанных с товаропродвижением после того, как товар пересек границу страны экспортера, однако до границы страны импортера.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.4. Экономическая статистика