человек играющий

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ
понятие, опирающееся на утверждение о том, что игра (а не труд) обладает онтологическим статусом существования людей и социальной жизни. Человек бывает свободным только тогда, когда он играет, и только играя, он остается человеком (Й. Хейзинга). Всякая форма культуры, в которую погружен человек - есть игра, и, как игра, она предоставляет человеку свободу выбора.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

человек играющий
по Й. Хейзинге – индивид, участвующий в высших формах игры социального характера (зрелища, музыка, маскарады, турниры), что представляет особый способ переживания реальности, предполагающий взаимопроникновение игровой деятельности и культуры; социальные игры присущи только человеку в отличие от игр животных. - Литература: Хейзинга Й. Homo ludens; Статьи по истории культуры. М., 1997.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

Играющий человек
Граюча людина. Homo ludens. Согласно Й. Хейзинга (Johan Huizinga) – наряду с различными определениями человека типа Homo Sapiens (Человек Разумный), Homo Loqiens (Человек Говорящий), Homo Faber (Человек Умелый или Делающий), Homo Еrgaster (Человек Работающий) и т.д. совершенно правомерно еще одно определение – Homo Ludens (Человек Играющий). Культура есть бесконечно развившийся и усложнившийся принцип игрового начала, это “действие, протекающее в определенных рамках места, времени и смысла, в обозримом порядке, по добровольно принятым правилам и вне сферы материальной пользы и необходимости. Настроение игры есть отрешенность и воодушевление – священное или праздничное, смотря по тому, является ли игра сакральным действием или забавой. Само действие сопровождается чувствами подъема и напряжения и несет с собой радость и разрядку”. Всякая игра имеет антиавторитарный характер, допущение возможности иного выбора, отсутствие гнета “серьезности”. Всякая форма культуры есть “игра” именно потому, что она развертывается как свободный выбор. Любовь к игре, которая заложена в самой человеческой природе и которая оказала большое влияние на развитие культуры и обеспечила выживание.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF

Homo ludens - человек играющий

Грицаев А.М.
Читать PDF

"человек играющий" в эпоху постмодерна

Беляева Людмила Александровна, Новикова Оксана Николаевна
В статье, отталкиваясь от опыта исследования игрового элемента в культуре, проведенного Й Хёйзингой в начале двадцатого столетия, авторы рассматривают феномен «человека играющего» в контексте аксиологического сдвига, произошедшего
Читать PDF

Человек играющий: экзистенциальный проект

Спешилова Елизавета Ивановна
Исследуется игра в качестве экзистенциальной стратегии, или, иначе говоря, в качестве антропологической практики себя.
Читать PDF

«Человек играющий» и вишнуитский Ренессанс XVI-XVII вв

Останин Вадим Владимирович
Игра является чрезвычайно важным аспектом человеческого существования. В лоне восточной культуры, индийской в особенности, категория игры подверглась разработке уже с древнейших времен. ХVI-ХVII вв. эпоха вишнуитской веданты.
Читать PDF

«Человек играющий» в роли творца символической Вселенной

Яковлева Елена Людвиговна
Предпринимается попытка определить человека как существо, играющее символами. Человек приобретает уникальную способность придавать символическое значение окружающему его бытию и в связи с этим символически поступать.
Читать PDF

«Человек играющий» в роли творца символической Вселенной

Яковлева Елена Людвиговна
В статье предпринимается попытка определить человека как существо, играющее символами. Человек приобретает уникальную способность - придавать символическое значение окружающему его бытию и в связи с этим символически поступать.
Читать PDF

НОРМАТИВНОСТЬ, ИГРА, МОРАЛЬ: ПОСТУПОК "ЧЕЛОВЕКА ИГРАЮЩЕГО"

Коваль Екатерина Александровна
Статья посвящена анализу нормативной регуляции поступка «человека играющего». В частности, рассматривается взаимодействие игровой и моральной нормативности в пространстве игры.
Читать PDF

Кибераддикт: образ человека играющего в современной культуре

Лукьянова Наталия Александровна, Камышев Эдуард Николаевич, Денисюк Алиса Сергеевна
Статья посвящена анализу способов конструирования реальности человеком играющим, выступающим в современной культуре в образе «кибераддикт», опираясь на положения теории интерпретант Ч.С. Пирса и концепцию символизма в трактовке А.
Читать PDF

Виртуальная культура как знаково-игровая интеракция: психология «Человека играющего»

Усанова Д.О.
Анализируется феномен современной виртуальной культуры с позиций аудитории, включенной в процесс создания виртуальной реальности как конструирования сценариев, основанных на знаково-игровой интеракции и определяемых интенцией к ид