Цифровой разрыв

Найдено 1 определение
Цифровой разрыв
(digital divide, лічбавы разрыў) — термин, обозначающий различия между группами в доступе к коммуникативным и информационным технологиям, поскольку есть люди не имеющие возможности пользоваться новыми техническими средствами связи. Проблемы, связанные с цифровым разрывом, существенны для всего мира из-за широко распространенного мнения о том, что причастность и вовлечение в глобальное информационное поле и экономику знания есть важный показатель качества жизни в XXI веке. Следовательно, исключенные из этой развивающейся экономики считаются депривированными. Анализ цифрового разрыва является важным исследовательским направлением как для теоретиков коммуникации и социальных изменений, так и для практиков информационной и технической политики. Создание условий для получения всех преимуществ цифрового общества странами всего мира является приоритетным для организаций типа Института мировых ресурсов и Всемирного банка. Повсеместное распространение технологий, цифровая грамотность для экономического развития и открытый доступ к информации для всех — только некоторые из целей проектов цифрового вовлечения. Доступ к возможным использованиям информации и знания становится критерием для позитивных социальных изменений, и именно так определяется Программой развития Организации объединенных наций, разрабатывающей диапазон международной помощи в этом направлении. Однако понимание проблемы цифрового разрыва с позиции технологического детерминизма приводит к тенденции принимать односторонние решения, не имеющие серьезного воздействия на эффективность глобального ответа в отношении нового неравенства. Что же тогда является ключевым вопросом о причинах и мерах борьбы с цифровым разрывом? Необходимо интерпретировать цифровой разрыв не только с точки зрения технического отставания, но прежде всего в аспекте неравенства в обществе. Другими словами, цифровой разрыв не может быть рассмотрен вне связи с другими социальными различиями, относящимися, например, к бедности, власти, этничности, классам. Поэтому и решения должны приниматься в более широком контексте существующих социальных исключений и несправедливости. Барьером на пути преодоления проблем цифрового разрыва является помимо прочего вера в то, что информационно-коммуникативные технологии могут в ходе их внедрения автоматически производить улучшения в положении людей. В реальности же социальная структура общества может или поддерживать, или, наоборот, блокировать эффекты применения технологии. Непродуманные шаги, полагающиеся на минимальные консультации с группами и сообществами, которые остаются вне информационных возможностей, приводят к невостребованности технологии по простой причине: люди не были убеждены в необходимости изменений своих действий и образа жизни. Таким образом, для преодоления цифрового разрыва требуется больше, чем только технологические решения. Жизнеспособные проекты основываются на политических мерах, на знании ситуации в депривированном сообществе. Проблемы, связанные с включением регионов и групп в процессы информатизации и получение новых преимуществ от этого, остаются широко распространенными. Так что в итоге множество проектов по преодолению цифрового разрыва продолжают быть экспериментальными проектами с маленькой или никакой возможностью для модернизации жизни сообщества или их дальнейшего продолжения в других странах. Поскольку глобализация продолжает объединять мир в общий рынок, она производит депривационные эффекты в тех регионах, которые не имеют ничего, что можно было бы предложить глобальной рыночной экономике. Люди, живущие в некоторых частях планеты, в действительности остаются вне рынка, они нуждаются в решении проблем, связанных с доступом к продовольствию, воде, а также образованию и занятости. Как объединять этих людей в эру знания, остается затруднительной проблемой для всех, кто причастен к решению проблемы цифрового разрыва.
Литература Вершинская О. Н. Человек в электронном мире. М.: СГА, 2006. Еляков А. Д. Информационный тип социального неравенства // Социологические исследования. 2004. № 8. С. 95–101. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. О. Сергеева

Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016