ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
процесс взаимообусловленного влияния цивилизаций друг на друга. В современной социологии доминируют два подхода к проблеме Ц.в. Представители первого подхода считают, что современное культурное разнообразие мира, где главными субъектами являются цивилизации, предполагает в качестве основной формы их взаимодействия конфликты. Эти конфликты, как полагают нек-рые ученые, обусловлены сформировавшейся мультицивилизационной системой, в к-рой основным «инстинктом» цивилизаций является экспансия, связанная со стремлением к расширению территории и распространению своих ценностей. Др. исследователи считают, что конфликт цивилизаций является негативной реакцией на универсалистскую экспансию Запада. Цивилизационные конфликты имеют целью сохранение культурных самобытностей, отстаивание своей специфики в борьбе против навязываемой западной унификации и против др. локальных цивилизаций. В силу этого цивилизационные конфликты принимают две формы. На локальном уровне возникают конфликты по линиям разлома - между соседними государствами, относящимися к различным цивилизациям, между разноцивилизационными группами внутри государства. На глобальном уровне возникают конфликты между сердцевинными государствами различных цивилизаций, и тогда политический конфликт обостряется культурными различиями. Представители другого похода, рассматривая современный мир как многозначность цивилизаций («цивилизацию встречи»), полагают, что сами локальные цивилизации становятся возможными лишь как «встреча цивилизаций», как их диалог на базе всеобщих универсальных символических форм. Такая коммуникативно-герменевтическая трактовка цивилизаций преодолевает представления о локальных цивилизациях как дискретных социокультурных единицах. При этом признается социокультурная специфика локальных цивилизаций и сохраняется экуменистское видение мира, устанавливается взаимосвязь локальных цивилизаций с глобализмом через посредство универсально-символических форм, к-рые в свою очередь обусловливают характер Ц.в.. При Ц.в., обусловленном и опосредованном мировым контекстом, важную роль играет не социокультурные коды локальных цивилизаций, а принцип «соотнесенности» присущих им всеобщих универсалий (напр., свободы, прав человека, власти и т. д.). При этом массы воспринимают и осмысливают универсальные идиомы и значения через призму своих ценностей и исторического опыта, противопоставляя свои ценности и языки «семиотическому империализму» универсальной или глобальной культуры. Западная, исламская, китайская и др. локальные цивилизации сохраняют свою жизненную силу, ибо они служат основой для самовыражения масс населения, для выработки соответствующих символов. Развивая эти идеи, можно сказать, что в процессе интеракции в рамках социокультурного кода цивилизаций происходит постоянное определение и переопределение ситуаций взаимодействия. На этой основе происходит как специфически цивилизационная интерпретация всеобщих универсалий, так и вырабатывается их глобальная конфигурация.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.